Как побороть прокрастинацию: советы ученых

Выходит, что необходимо либо устанавливать сжатые и строгие сроки, либо полностью отказываться от них.

Замечали ли вы, как откладываете выполнение важных задач, например, подготовку отчета или изучение материала к экзамену, до самого последнего момента? Подобные ситуации, несомненно, знакомы каждому. Эта склонность к откладыванию дел на потом называется прокрастинацией, и справиться с ней непросто, даже если вы устанавливаете себе жесткие сроки.

Прокрастинация принципиально отличается от лени, поскольку человек может быть занят другими делами. Это не является признаком слабого характера или недостатка силы воли, а скорее представляет собой механизм преодоления негативных эмоций, таких как скука, тревога, неуверенность, разочарование, гнев, неуверенность в себе и другие, а также плохое настроение, которое может быть вызвано конкретными задачами.

Причина, по которой мы избегаем определенных задач, обусловлена их содержанием или контекстом. Неприятные ощущения могут быть вызваны самой сутью дела – например, необходимостью выполнить уборку или провести длительный и монотонный анализ данных. Однако, часто это является следствием более сложных переживаний, связанных с задачей, таких как недостаток уверенности в себе, заниженная самооценка, тревога или сомнения. К примеру, при взгляде на чистый документ в программе для работы с текстом, могут возникать мысли о том, что задача «слишком сложна» или «я не обладаю достаточными знаниями для качественного выполнения».

Однако ученые из университета Отаго открыли наиболее эффективный метод борьбы с прокрастинацией. Оказывается, наилучший способ заставить себя сделать все вовремя — это не устанавливать никакой дедлайн либо установить самый жесткий из всех возможных (с коротким промежутком времени, за который нужно выполнить задачу).

В опубликованном в журнале Economic Inquiry исследовании участникам было предложено заполнить опросник и отправить его по почте для определения порядка распределения пожертвований на благотворительные цели. Им сообщалось о наличии различных сроков выполнения задания: неделя, месяц или отсутствие указанного дедлайна. Всего было осуществлено три почтовых рассылки с интервалом в несколько недель, охватившие 300, 390 и 402 письма соответственно. Отзывчивость участников оказалась невысокой: 8,32% в группе без указания срока, 5,53% — у тех, кому был месяц на ответ, и 6,59% — у отвечавших в течение недели.

Наименьшее число заполненных опросников получили при установлении месячного срока, а наибольшее — когда дедлайн не был указан. Исследователи объяснили этот результат тем, что при назначении длительных сроков, в отличие от их отсутствия, снижается ощущение срочности, которое обычно возникает, когда просят о помощи. В результате люди чаще откладывают задачу и, в силу забывчивости или невнимательности, не успевают приступить к ее выполнению.