Согласно последним данным, распространенное мнение о положительном влиянии музыки на развитие детей оказалось ошибочным. Исследователи, изучив масштабные научные работы, установили, что музыкальные занятия не оказывают большего эффекта на ребенка, чем другие виды деятельности, и не влияют на его способности, не имеющие отношения к музыке.
Исследования, направленные на определение взаимосвязи между обучением музыке и развитием детей, дают противоречивые результаты. Одни показывают, что занятия серьезно влияют на когнитивные способности, другие находят эффект незначительным или нулевым.
Джованни Сала из Университета здравоохранения Фудзита (Япония) и Фернанд Гобет из Лондонской школы экономики и политических наук провели анализ имеющихся данных. В рамках исследования было рассмотрено 54 работы, выполненные в период с 1986 по 2019 год, содержащие информацию о почти семи тысячах детей. Результаты показали, что занятия музыкой не приводят к улучшению когнитивные навыки и академическую успеваемость, вне зависимости от возраста ребенка и продолжительности обучения. Их выводы опубликованы в журнале Memory & Cognition.
Исследователи также указали на то, что последовательность этапов проведения предыдущих исследований оказывала влияние на полученные результаты. Работы, в которых была предусмотрена контрольная группа детей, не посещавших занятия музыкой, а занимавшихся спортом или рисованием, не выявили особого воздействия именно музыкального образования. Незначительные результаты наблюдались в тех ситуациях, когда не было контрольной группы или участники формировались неслучайным образом.
«Наше исследование демонстрирует, что распространенное мнение о том, что музыка развивает интеллект у детей, ошибочно. Энтузиазм исследователей относительно положительного влияния музыкального образования представляется необоснованным и может быть связан с неверной трактовкой имеющихся эмпирических данных», — отметил Сала. По его мнению, попытки повысить когнитивные функции ребенка посредством музыкальных занятий не имеют смысла. Их преимущества, такие как улучшенное владение музыкальными инструментами и более глубокое восприятие музыки, не оказывают влияния на другие навыки, например на математические способности.
Авторы исследования полагают, что имеющихся данных пока недостаточно, чтобы утверждать о благотворном воздействии музыкального образования на когнитивные и академические способности детей. При этом они подчеркивают необходимость дальнейшего изучения потенциальных эффектов. «Тем не менее, музыкальное обучение может приносить пользу детям, например, способствуя повышению самооценки и улучшению коммуникативных навыков, — отмечает Фернан Гобе. — Отдельные аспекты музыкальной грамоты, такие как различные системы записи нот, способны содействовать освоению других предметов».