Согласно первому в своем роде исследованию, потребители в интернете меньше доверяют негативному отзыву человека, если по аватарке или фото в профиле видят, что он темнокожий.
Обычно по отзыву в интернете невозможно оценить, что за человек его оставил, хотя некоторые особенности самого текста — к примеру, грамотное написание — могут повлиять на восприятие читающего.
Однако до сих пор не было ни одного исследования, в котором изучалось бы влияние расы на доверие к отзывам. Сотрудники ведущих британских университетов решили исправить эту ситуацию. Они воспользовались помощью обзорных сайтов, таких как TripAdvisor; всего в исследовании приняли участие 500 человек разного этнического происхождения.
В первой части эксперимента 200 человек попросили прочитать специально составленные отзывы, часть из которых была положительной, часть — негативной. Главным отличием были фотографии в профиле автора: на одних был изображен чернокожий человек, а в других профилях фото отсутствовало. Затем участники заполнили анкету, в которой оценили степень доверия к отзыву и ответили на вопросы по нему, чтобы ученые могли проверить степень усвоения информации.
Результаты показали, что люди больше доверяли отзывам от чернокожих, если они писали положительные отзывы, но их доверие резко падало, когда отзыв был негативным. Вне зависимости от оценки информация из таких отзывов усваивалась хуже, чем из отзывов без фотографии в профиле.
Во второй части эксперимента ученые решили провести более широкое исследование с участием 300 человек. На этот раз в профилях авторов отзывов были снимки людей белой, черной или азиатской расы. И снова, если отзыв был положительным, ему доверяли больше, но наибольшим авторитетом пользовались «авторы» европеоидной расы, за ними шли представители азиатской расы, а наименьшее доверие выявили к чернокожим. Лучше всего усваивалась информация из отзыва белого «автора», а вот обзоры чернокожих людей воспринимались хуже всего.
В целом результаты исследования четко демонстрируют расовую предвзятость и доминирование белых на интернет-рынке, хотя не обязательно свидетельствуют о том, что участники эксперимента — скрытые расисты. Скорее всего, их недоверие к отзывам от чернокожих носит бессознательный характер.
Чтобы справиться с этой проблемой, необходимо вести профилактическую работу с пользователями, напоминая им о недопустимости расовой дискриминации. Или попросту запретить прикреплять к профилям реальные фотографии, заменив их аватарами.
Исследование опубликовано в журнале Journal of Business Research.