Дети склонны устанавливать скрытые связи последовательно.
По мере того как мы взрослеем, меняются наши когнитивные процессы. Маленький ребенок (до трех лет), если ему показать воду в узком и высоком сосуде и на его глазах перелить ее в низкий, но широкий сосуд, скажет, что воды стало больше. Взрослый же не допустит такой ошибки. Меняются не только психические функции, но и мозг. Например, созревание белого вещества мозга продолжается до 25 лет, и связанные с этим процессы программирования и контроля поведения полностью завершаются только к указанному возрасту.
Однако, оказывается, меняются и способы, с помощью которых мы учимся. Ученые из университета Техаса в Остине показали, что нахождение скрытых связей между различными переживаниями резко меняется с возрастом. Это может указывать на необходимость разработки индивидуальных стратегий обучения, основанных на развитии когнитивных способностей и мозга человека.
Исследователи обнаружили, что в то время как у детей и подростков формируются отдельные воспоминания, которые они позже сравнивают, чтобы делать выводы на лету, взрослые могут формировать интегрированные (обобщенные) воспоминания с уже сделанными ранее выводами о каждой отдельной ситуации. Поскольку нейронные сети у детей и взрослых различаются, подобная стратегия, которую используют дети, может быть оптимальной для устройства их мозга — до того, как ключевые системы памяти в гиппокампе и префронтальной коре полностью созреют. Эта разница в зрелости систем может мешать детям вспоминать прошлые события во время нового этапа обучения; она же ограничивает их способность связывать события одно с другим.
Чтобы установить, какими же стратегиями обучения руководствуются дети и взрослые, ученые пригласили в лабораторию МРТ 87 человек в возрасте от семи до 30 лет. Их просили смотреть на пары изображений и сделать выводы о взаимосвязях объектов на них.
Оказалось, даже у подростков стратегия мышления отличается от детей более младшего возраста и взрослых. Когда объекты предъявлялись по очереди, у подростков более раннее воспоминание об одном объекте подавлялось при появлении второго объекта. Каждое воспоминание становилось более отчетливым, чем у детей младшего возраста. У детей младшего возраста формировались отдельные воспоминания. Можно предположить, что стратегия обучения у подростков в большей степени направлена на непосредственное изучение мира, чем на опору в виде прошлых воспоминаний.