Древние статуэтки индейцев предоставили американским ученым информацию, позволившую нейробиологам и психологам выдвинуть предположение о том, что не менее пяти эмоций (не следует их путать с чувствами) являются универсальными для всех людей. Вероятно, предрасположенность к определенным проявлениям эмоциональных реакций обусловлена генетически, а не передается посредством культурных норм, что до этого было предметом дискуссий.
Исследование опубликовано в журнале Science Advances. Несмотря на то, что большинство людей не обращают внимания на то, как культура влияет на проявление эмоций, этот вопрос является предметом дискуссий среди экспертов на протяжении многих лет. Существуют разные точки зрения: одни считают, что все народы выражают эмоции схожим образом, другие утверждают, что эти проявления зависят от культурных особенностей. Проверка этой гипотезы затруднена тем, что в подобных исследованиях неизбежно присутствуют ученые, являющиеся представителями определенной культуры.
Практически все современные традиционные сообщества в той или иной степени взаимодействовали с носителями западной культуры, что обусловило возможность заимствования выражение эмоциональных аспектов у чужестранцев. Чтобы обойти эту заведомо сложную ситуацию, ученые из Калифорнийского университета в Беркли (США) решили провести необычный эксперимент — изучить мимику древних индейских статуэток. Последние принадлежат культуре майя (а также некоторым другим: например, ольмекам), проживавшим в Мексике и Центральной Америке.
Всего насчитывается 63 скульптуры, и каждая из них воплощает определенное чувство: боль, радость, гнев, печаль, твердость или тревога. Нейробиолог Алан Коуэн и психолог Дечер Келтнер запечатлели на фотографиях лица статуй, исключив из кадра их туловища. Это было сделано для того, чтобы не допустить определения ситуации, в которой была создана та или иная эмоции, для каждой скульптуры он создавал уникальный сюжет: одна статуэтка изображала муки, другая — сцену общения матери и ребенка, третья — игру с мячом, музыкальные занятия и другие эпизоды.
С целью определения, способны ли люди, живущие сегодня, понять данный контекст, основываясь лишь на мимике скульптур, без визуального восприятия всего тела, исследователи опросили онлайн 325 англоязычных добровольцев в возрасте от 30 до 36 лет (это позволило исключить влияние самих исследователей).
Эксперимент дал ясный результат: подавляющее большинство участников верно поняли контекст, в котором представлены статуэтки, и корректно определили эмоции, которые выражали каменные изваяния. При этом у добровольцев был выбор из 30 эмоций, а также степень из 13 таких сложных эмоциональных состояний, как воодушевление и настороженность.
В результате исследований ученые получили подтверждение генетической обусловленности как минимум пяти эмоциональных состояний, включая боль, гнев, решимость или напряжение, восторг и грусть. Однако дискуссии на эту тему, скорее всего, продолжатся, поскольку культурные различия в интерпретации эмоций сохраняются и в наши дни. Например, у народа тробрианцев, проживающего на островах Меланезии, гнев и угроза выражаются тем же мимикой, которую в западной культуре обычно связывают со страхом.