«Сексуальную революцию совершили задние сиденья автомобилей» – так утверждал американский общественный деятель Джерри Рубин. Но он был неправ. Раскрепощение нравов происходило задолго до изобретения автомобилей, и не единожды. Этот процесс напоминает колебания маятника. Что послужило причиной «сексуальных революций» в прошлом и стоит ли нам ожидать нового этапа раскрепощения или же ужесточения моральных норм? Ответы – в нашем материале.
Изменения в сексуальных нормах всегда были связаны с историческими событиями и общественными настроениями. Для понимания этих трансформаций необходимо изучить исторический процесс в целом.
Век каменный: свобода нравов
Рассказать о поведении людей в те далекие времена непросто, однако есть основания полагать, что у праотцов с сексуальной свободой все было в порядке. Достаточно изучить данные этнографии и обратиться к современным традиционным сообществам. Хотя прямые аналогии с предками проводить затруднительно, рассуждать об их поведении на основе таких данных можно. Например, у некоторых племен в Африке и Южной Америке девственность невесты рассматривается не как достоинство, как это иногда происходит в европейских странах, а как стыд для жениха.
Существуют, например, традиции, распространенные в центральном регионе Африки, согласно которым девственность девушки отнималась не ее избранником, а… пожилыми женщинами клана (с использованием пальца или деревянного ножа). В Южной Колумбии эту функцию выполнял крестный отец (путем соития), а в Зиаре или Конго – шаман или вождь племени. Встречаются и другие варианты: в Центральной Африке, Океании, Южной Америке и Индонезии невесту даже передавали в распоряжение друзей жениха. Причем на несколько дней, чтобы исключить сомнения. Однако после заключения брака жена обязывалась быть верной мужу на протяжении всей жизни. Кроме того, «жертвами» обычая становились не только девушки, но и юноши. Так, на западе Африканского континента существовал обычай, предписывающий мужчине вступить в сексуальную связь с будущей тещей, а затем уже с ее дочерью.
У нас также имеются археологические данные. В частности, речь идет о так называемых палеолитических венах – фигурах, изготовленных из кости или мягких пород камня, относящихся к верхнему палеолиту. Эти статуэтки были обнаружены по всей Европе, а также в других регионах Евразии. Как правило, они изображают женские фигуры с акцентом на характерные черты, причем в сильно преувеличенной форме. Назначение этих артефактов остается неясным: вероятно, они могли быть связаны с культом плодородия, однако существуют и более смелые предположения о том, что они выполняли функцию, аналогичную современной публикации Playboy. Изображения, напоминающие женскую вульву, были найдены на стенах некоторых пещер в Европе.
Существующие данные позволяют предположить, что наши древние предки, скорее всего, не придавали особого значения вопросам сексуальной морали, по крайней мере, в том виде, в котором мы их понимаем сегодня. Сексуальность – это естественный аспект жизни, и, если бы она не существовала, не возникло бы необходимости в установлении каких-либо ограничений. Следовательно, в эпоху зарождения человечества, вероятно, существовала высокая степень свободы в проявлении сексуальности. Подобную картину можно наблюдать и в Древнем Египте, где, несомненно, отсутствовали проявления лицемерия. В этой культуре секс зачастую имел культовый статус: жрицы публично занимались любовью в храмах богини Исиды (это явление получило название храмовая проституция), а полученные средства шли на нужды храма. Подобные практики были распространены и в других регионах мира, включая Мезоамерику, Месопотамию и Индию.
Античность: аскеза и мальчики
В Древней Греции впервые начали применять строгие ограничения. Однако это происходило постепенно и в основном касалось женщин. Эталоном женской чистоты стала Лукреция, супруга римского патриция Тарквиния Коллатина. Она вошла в историю благодаря самоубийству после изнасилования. В то время как мужчинам, как это обычно бывает, разрешалось иметь любовные связи, хотя и касалось это преимущественно любви к мальчикам.
Античность охватывает значительный промежуток времени, поэтому к середине II века до нашей эры тенденции вновь меняются. Рим знакомится с моральными ценностями восточных эллинистических государств, отличавшихся довольно свободными нравами. Однако коренные изменения в сексуальной сфере происходили не моментально, а постепенно.
Одной из наиболее значимых вех в ее биографии, по мнению многих, стало восхождение на трон римского императора Калигулы. Однако, многие историки полагают, что поведение Калигулы существенно отличалось от нравов его предшественников, хотя разница заключалась скорее в его открытости, а не в принципиальной иной природе. Его поступки, несомненно, были экстравагантными. Провозгласив себя «богом на земле», Калигула был женат четыре раза и имел многочисленных любовниц. Многие из них были женами знатных римлян.
«Обычно он приглашал их, вместе с мужьями, на обед и, когда они проходили мимо его ложи, внимательно рассматривал их, не торопясь, подобно работорговцу. Если женщина, смущенная, опускала взгляд, он приподнимал ее лицо своей рукой. Затем, при первой же возможности, он покидал обеденную комнату и вызывал к себе ту, что вызывала у него наибольший интерес. Возвращаясь, с признаками удовольствия на лице, он громко хвалил или ругал ее, подробно описывая, что именно он нашел хорошим и плохим в ее облике и как она вела себя в постели. Некоторым, в отсутствие их супругов, он отправлял разводные письма от их имени и распорядился занести это в официальные записи.
По сведениям античных авторов, Калигула имел интимные отношения со своими сестрами, и, по некоторым данным, одна из них даже родила ему ребенка. Также известно, что император имел и однополые связи.
Неудивительно, что у такого правителя были соответствующие подданные, включая обычных граждан. Историки утверждают, что на момент гибели Помпей город был охвачен моральным упадком: в этом небольшом поселении насчитывалось до 25 борделей (лупанарий), а проституцией, по имеющимся сведениям, занимались даже женщины из патрицианских семей, принадлежащих к правящей элите. Однако, перемены не заставили себя ждать – появляется христианство.
Средневековье: запреты и их нарушения
Впрочем, завершение этого периода произошло не сразу, и моральные принципы во многом лишь скрывали эпоху Средневековья. По всей видимости, нравы были гораздо более либеральными, чем принято думать. По крайней мере, в среде знатных особ. Супружеская неверность была здесь обычным явлением, как и браки между близкими родственниками. Сожительство вне брака, проституция и изнасилования также не были редкостью. У высокопоставленных лиц было принято иметь детей от служанок и любовниц. Однако в целом секс рассматривался преимущественно как средство для продолжения рода, а красоту тела (особенно женского) надлежало скрыть и даже обезобразить, утягивая грудь и подкладывая подушечки под живот, чтобы создать видимость «небольшой беременности» – высшего проявления христианской добродетели. Вряд ли многие строго придерживались этого запрета, но покров благочестия был необходим – за ним неукоснительно следили Церковь и религиозные фанатики.
Во Франции, к примеру, за прелюбодеяние предусматривалась следующая мера: мужчины и женщины, нарушившие супружескую верность, подвергались публичному унижению – должны были пробежать обнаженными по улицам города. При этом к мужскому половому органу крепилась веревка, которую держала женщина. Существовало и другое унизительное наказание: мужчину раздевали и восседали на нем задом наперед на осле, после чего его также провозят по городу. За мужеложство полагалась смертная казнь (хотя в эпоху раннего Средневековья это преступление наказывалось лишь длительным постом и молитвенными практиками).
Эпоха Возрождения: карьера и постель
Византийская империя прекратила свое существование в 1453 году, потерпев поражение от турок. Бежавшие в Европу византийцы привезли с собой ценные фолианты, книги и произведения искусства, отражавшие наследие Античности. Европейская культура Средневековья столкнулась с раскрепощенными римскими нравами и их культом естественности – почитанием прекрасных женских и мужских тел. Наблюдается смена приоритетов – отход от аскетизма. Подавленное ранее начало проявляться, подобно вытекающей из кипящего котла воде. Пуританские моральные устои вызывали усталость. Началась эпоха антропоцентризма: получили развитие гуманизм и науки, а сексуальность перестала считаться чем-то постыдным – как среди представителей высших сословий, так и среди простого народа.
В современную моду входит требование наличия официальных фаворитов и фавориток при монархах. Карьерный рост часто осуществляется через интимные отношения. В России, как известно, особой привязанностью к фаворитам отличалась Екатерина Великая, которая предпочитала сильных мужчин. Существует легенда, что в отсутствие своего любовника Потемкина, царица столкнулась в коридоре с крупным мускулистым истопником. Она распорядилась, чтобы он разожёг камин в её спальне. Он выполнил просьбу, однако это не удовлетворило «шальную императрицу». «Разве вы не понимаете, как следует согревать Ваше Величество?» – поинтересовалась она. Он понял намек. За это на следующее утро он получил дворянский титул, тысячи крестьян и фамилию Теплов – в память о том, как согрел императрицу.
Гомосексуальность также приобрела популярность: влечение к людям одного пола теперь не считается чем-то предосудительным, а воспринимается как привлекательный недостаток. Однако, в основном, это явление наблюдалось в высших слоях общества – представители низших сословий по-прежнему не прибегали к гомосексуальным отношениям. В то же время, проституция была широко распространена. Хотя девушкам, как правило, секс до брака был запрещен (хотя не все соблюдали это ограничение), юноши, по сути, имели полную свободу действий. И первый сексуальный опыт они часто получали с проститутками.
XX век: секс есть – секса нет
В XIX веке наблюдалось повторное усиление моральных ограничений. Началась викторианская эпоха, наиболее известным символом которой стала королева Виктория, придерживавшаяся самых строгих норм. Однако, это положение дел оказалось недолговечным. Конец XIX – начало XX века ознаменовали не только промышленный прогресс, но и, во многом, обусловленную им сексуальную революцию. Активно развивалось движение суфражисток, что привело к признанию женщины в качестве полноценного «человека» и предоставлению ей соответствующих прав. Наряду со свободой слова, она получила право на свободное выражение своей сексуальности. Этот процесс особенно заметен в революционной России.
Александра Коллонтай, сторонница сексуальной свободы, полагала, что сексуальные потребности следует удовлетворять так же, как и жажда, не наделяя их особенного статуса. Вслед за этой идеей, вскоре после государственного переворота в России было основано общество «Долой стыд» и разработана известная теория стакана воды. Большевики провозглашали любовь условностью, а брак и флирт – пережиточным явлением буржуазной эпохи. Гомосексуальные и лесбийские отношения перестали восприниматься как нечто постыдное.
Вскоре, особенно после прихода Сталина к власти, нравы становятся более строгими. Хотя до крайних мер дело не доходит: женщину все же считают человеком (хотя бы на декларативном уровне), сексуальную распущенность осуждают. После смерти Сталина ситуация несколько ослабевает, однако не существенно – нетрадиционные сексуальные практики, такие как оральный секс и гомосексуализм, а также соитие до брака, по-прежнему порицаются. В конце 1980-х годов в широком употреблении появляется фраза (искаженная от первоначальной), прозвучавшая в ходе советско-американского телемоста Владимира Познера и Фила Донахью – «в СССР секса нет», – которая, казалось, отражает особенности того времени.
Распад Советского Союза обнажил накопившиеся изменения в моральных устоях советских граждан. Сексуальность стала широко распространенным явлением, особенно заметным в телепрограммах. Внимание привлекает Запад, где в 1970-х годах сексуальная свобода одержала верх над консервативными нормами. В 1990-х годах в России произошла волна сексуальной революции, которая в некоторой степени продолжается и сегодня. Однако, в полной мере она не произошла в России и странах бывшего СССР: это проявляется в осуждении гомосексуализма и периодических призывах к запрету абортов и борьбе с «моральной распущенностью».
XXI век: назад в будущее
Движение маятника предсказуемо – история повторяется, в том числе, как мы видим, и история сексуальных революций. Если в 1990-х произошел всплеск, то, согласно логике, должно наблюдаться постепенное снижение интереса к сексуальности в обществе. И действительно, мы уже частично видим такую тенденцию, в частности, в женской моде, которую, как известно, формирует Европа. Моду нельзя игнорировать: она отражает общественные настроения, а также выражает свободу или, напротив, ограничение моральных норм. Так, уже несколько лет не в моде короткие и броские облегающие наряды, столь популярные в 1990-х, а женская одежда свободного и широкого кроя сдержанной цветовой гаммы. Специалисты по истории моды даже связывают ее с восточными мотивами, подразумевая под этим и консервативные восточные традиции.
Странным образом, сексуальная контрреволюция проявляется даже в настроениях феминисток (не говоря уже об ультраправых движениях). Эти движения выступают за запрет проституции, поскольку считают, что это способствует деобъективации женщин, прекращая рассматривать их исключительно как объекты сексуального удовлетворения или исполнителей домашних обязанностей. Вместо этого они подчеркивают, что женщина – это субъект, личность. Подобные тенденции проникли и в Россию, завоевывая популярность как среди молодежи, так и среди представителей старшего поколения.