К трем годам дети всё чаще соглашаются с мнениями ровесников, стремясь к принятию в группе, и реже руководствуются желанием подражать авторитетам.

Команда из Университета Дьюка пригласила 104 трехлетних ребенка на чаепитие и дала каждому синюю наклейку. Ученые сказали детям, что эта наклейка делает их частью команды, и наблюдали, как испытуемые выбирали виды чая, закуски и посуду для чаепития.
Сначала это делали самостоятельно, а затем — после общения с друзьями. В результате иногда выбирали по вкусам, а иногда воспринимали это как правило, принятое всеми. группой. Подробности работы опубликованы в журнале PLOS One.
Эксперимент показал, что дети чаще всего останавливались на своем первоначальном выборе даже после выслушивания мнений других. В итоге участники, которые изначально хотели пончик, всё же выбрали пончик независимо от высказываний остальных.
В 23% случаев дети меняли решение, следуя мнениям других. Больше всего это происходило, когда выбор представлялся как норма для группы, а не личное предпочтение. В таком случае дети выбирали мнение большинства, а не авторитетов — создателей эксперимента.
Мы рождаемся не зная, как себя вести в различных ситуациях: когда кто-то чихает, когда носить шляпу или есть вилкой. Большинство из нас начинают усваивать эти неофициальные правила в детстве, — указал Леон Ли, автор работы. — Вопрос в том, что заставляет детей следовать нормам. Возможно, не стремление соответствовать общепринятому поведению, а желание проявить уважение к окружающим и почувствовать более тесную связь с ними.
Исследователи отметили, что выводы подтверждают предположение о способах развития детей. определяются с выборомВ раннем детстве дети исполняют просьбы взрослых из уважения к их авторитету. Ближе к трем годам дети начинают мыслить иначе, воспринимая сигналы группы как важные и руководствуясь чувством принадлежности к ней.