Несмотря на стремительное развитие маленьких детей, особенно по сравнению с подростками, недавнее исследование ученых из Гарварда показало, что трехлетние малыши пока не умеют рассматривать различные варианты при принятии решений.
Вспомните ситуацию: вам предлагают три контейнера (один находится отдельно, два других расположены рядом), и вы уверены, что в них спрятаны два вознаграждения: одно — в одиночном контейнере, второе — в одном из парных. Взрослый человек, руководствуясь логикой, склонен выбрать одиночный контейнер, чтобы повысить вероятность получения награды. Однако трехлетний ребенок примерно в половине случаев выбирает один из парных контейнеров, который может оказаться пустым.
Согласно мнению когнитивных психологов Гарвардского университета (В США маленькие дети не владеют представлением о возможности, поэтому им сложно представить, что один из двух контейнеров может содержать приз, а может и не содержать. Согласно результатам предыдущих исследований, двухлетние дети выбирают нелогично в 50% случаев, а у трехлетних вероятность «правильного» выбора возрастает до 60 процентов.
С целью выявления факторов, влияющих на выбор контейнера детьми, исследователи осуществили три экспериментальных исследования. На первом этапе психологи попросили трехлетних детей выбрать один из контейнеров, представленных как в одиночном, так и в парной вариации, чтобы определить долю «правильных» решений.
На втором этапе эксперимента участникам предложили отбросить один из контейнеров, чтобы получить содержимое двух оставшихся. В этот раз дети продемонстрировали логический подход, и в 90% случаев они выбирали, какой из парных контейнеров отбросить, что увеличивало их вероятность успеха.
В ходе третьего эксперимента участникам предлагалось избавиться от одного из контейнеров и выбрать один из двух оставшихся. В первой части эксперимента дети повторяли предыдущий выбор, надежно удаляя один из парных контейнеров, однако при выборе оставшегося контейнера они вновь игнорировали логику: в половине случаев они указывали на оставшийся парный контейнер, даже если в нем не было награды.
Малыши пока не могут в полной мере оценивать возможные варианты при выборе, и их поведение в разных ситуациях может быть вполне рациональным, а иногда они руководствуются случайностью.
Исследование опубликовано в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.