Исследователи из США, работающие в области философии, провели исследование, чтобы установить, способствует ли, как утверждал Цицерон, «мать всех наук» более глубокому и результативному мышлению у студентов. В результате выяснилось, что начинающие специалисты демонстрируют лучшие показатели в плане вербальных и логических навыков по сравнению со своими сверстниками.
Ранее проведенные исследования указывают на то, что студенты, обучающиеся по направлению «Философия», обычно показывают выдающиеся результаты на двух общепринятых тестах. Это международный экзамен GRE (Graduate Record Examinations), предназначенный для оценки аналитических, математических и словарных навыков абитуриентов, планирующих поступление в магистратуру или аспирантуру. Также к ним относится LSAT (Law School Admission Test) – вступительный экзамен в американские юридические школы, который проверяет способность понимать тексты, анализировать различные взгляды и отстаивать собственную точку зрения.
Полученные ранее результаты также указывали на то, что люди, знакомые с философией, как правило, проявляют большую склонность к самоанализу, восприимчивы к новым идеям и обладают развитыми навыками логического мышления. Они, скорее, предоставляют ответы, основанные на логическом анализе, а не на интуиции. Например, вопрос: «Если пяти машинам требуется пять минут для производства пяти изделий, сколько времени потребуется 100 машинам для производства 100 изделий?» Часто возникает ответ «100 минут», хотя корректный ответ – «пять минут». Этот ответ значительно чаще дают выпускники философских факультетов.
Авторы новой научной работы, опубликованной в Journal of the American Philosophical Association, в ходе анализа данных, полученных из опросов, приняли участие 649 511 студентов бакалавриата, среди которых 4843 студента философских факультетов. Они обучались в более чем 800 колледжах и университетах, расположенных по всей территории США. Сбор данных проводился в период с 1990 по 2019 год.
У студентов, обучающихся по специальности «философия», средний результат по вербальному тесту GRE достиг 573 балла из максимально возможных 800, что на 33 балла превышает показатели студентов других 57 специальностей. Благодаря этому «философы» заняли первое место в рейтинге. По результатам теста LSAT средний балл составил 157 из 180 возможных, что примерно на два балла выше, чем у студентов других специальностей, и отражает наилучший уровень логического мышления среди однокурсников. Кроме того, они продемонстрировали наивысший результат по шкале оценки сформированных привычек мышления.
Развитые способности к вербальному мышлению, любознательность и способность к эффективной рефлексии у студентов являются ключевым доводом в пользу изучения философии, что подтверждает ее значимость в системе высшего образования. Исследователи отмечают, что способность к ясному и критическому мышлению приобретает особую ценность в период активного развития искусственного интеллекта, находящегося под контролем человека.