Понимание родителями, когда нужно подбежать к ребенку, а когда дать ему немного побыть одному, помогает малышу научиться управлять своими эмоциями.

Плачущего ребёнка можно либо оставить на время успокоиться самому, либо сразу же попытаться его утешить. Данную дилемму обсуждают уже много лет, и предпочтение той или иной стратегии чаще всего определяется текущими тенденциями в воспитании. Для получения более убедительных результатов требуется проведение дополнительных исследований с тщательным планированием.
Учёные из Уорикского университета выяснили, что разрешение ребёнку «проплакаться» не влияет на развитие его поведения или привязанности к родителям, а также он склонен плакать меньше и в течение меньшего промежутка времени. Авторы опубликовали статью об этом. опубликовалиВ журнале «Журнал детской психологии и психиатрии».
Ученые проанализировали взаимодействие 178 младенцев с матерями на протяжении 18 месяцев. Они наблюдали за скоростью родительской реакции: вмешивались ли матери сразу, когда ребенок начинал плакать, или позволяли ему немного поплакать, а также как часто это происходило. К возрасту 18 месяцев использование какой-либо родительской стратегии не было связано с разницей в развитии детей. В то же время малыши, которым разрешали «прокричаться» в три месяца, к полутора годам были склонны плакать менее продолжительно и часто.
Оценивали стили общения мам с детками в три, шесть и восемнадцать месяцев. Помимо самоотчета матери и ее взаимодействия с ребенком, видеозаписи ее малыша фиксировались в возрасте трех и восемнадцати месяцев. Привычную длительность плача анализировали в три и восемнадцать месяцев с помощью анкеты «Образец плача».
Привязанность детей к матери определялась в возрасте 18 месяцев с помощью классического «Теста странной ситуации». Данный тест демонстрирует степень привязанности ребенка к родителю в ситуациях разделения и воссоединения.
Развитие поведения у детей в возрасте 18 месяцев изучали посредством прямого наблюдения за игрой с матерью, а также через оценку психолога и опрос родителей.
Исследования показали, что быстрота реакции родителей на плач ребенка не влияет на краткосрочные или долгосрочные отношения с матерью или поведение детей.
Авторы сообщают, что две трети матерей интуитивно учатся у своих детей, и от этого зависит частота вмешательств. Немедленная реакция на плач свойственна при недавно рожденных детях, но с возрастом мать немного ожидает, чтобы понять, сможет ли ребенок успокоиться самостоятельно. Такой гибкий подход к крику помогает ребенку постепенно учиться саморегуляции.
Два исследования, проведённых почти 50 или 20 лет назад, изучали влияние разрешения ребёнку «прокричаться» на его развитие. Наше исследование задокументировало текущее состояние воспитания детей в Великобритании и различные подходы к плачу, — комментирует доктор Айтен Билгин с факультета психологии Уорикского университета.
Авторы работы подчеркивают, что не призывают оставлять ребенка плакать продолжительное время, так как это может быть небезопасно. Однако гибкость реакции, наоборот, помогает малышу лучше понять себя и способность управлять своим состоянием, а также родителям не развивать избыточно нервозный ответ.