Воспитание, будь то строгое и требовательное или терпимое и либеральное, может повлиять на отношение взрослого человека к собакам. Это подтверждается недавним исследованием, в котором приняли участие около 400 владельцев собак из Великобритании и США.
Взаимоотношения между людьми и собаками претерпели существенные изменения. Если ранее они определялись, главным образом, нуждами человека, то в последние десятилетия собаки все чаще становятся полноправными членами семьи, о которых заботятся подобно детям.
Это подтверждается данными, представленными в научных публикациях. В одном из исследований, проведенных ранее показало сходство между подходом к воспитанию ребенка и стилем взаимоотношений хозяина с собакой. В другой работе ученые обнаружили, при взаимодействии матерей с детьми и домашними собаками наблюдались сходные изменения в уровне окситоцина и активности мозга.
Статья, вышедшая в журнале Animals, его авторами выступили эксперты в области психологии и ветеринарии из Университета Глазго и Стерлингского университета (Великобритания), которые решили проследить, влияют ли детские методы воспитания, которым подвергались люди, на их дальнейшее взаимодействие с собаками.
В ходе исследования был проведен онлайн-опрос 391 владельца собак из США и Великобритании. Возраст большинства участников варьировался от 25 до 55 лет, при этом 96% из них были женщинами. Около 35% опрошенных указали, что в их семьях есть дети. Кроме того, авторы исследования провели интервью с 10 участниками, предоставившими на это согласие.
В анкетах, помимо социально-демографической информации, были затронуты вопросы, связанные со стилями воспитания, пережитыми в детстве, и отношением к собакам. Полученные данные подтвердили гипотезу о том, что модели воспитания, которым подвергались участники, могут впоследствии влиять на их поведение по отношению к домашним животным.
Когда родители выбирали либеральную или попустительскую стратегию воспитания, проявляя теплоту и отзывчивость, но при этом не предъявляя высоких требований и не проявляя строгости, то их дети, вырастая, склонны были проявлять схожее поведение по отношению к домашним собакам.
Люди, практикующие демократический стиль воспитания, реже проявляли снисходительность к поведению домашних животных. Этот подход, также известный как авторитетный, предполагает сочетание заботы и поддержки с установлением четких границ и высокими требованиями. Он способствует развитию самостоятельности и открытому общению, но также подразумевает необходимость соблюдения дисциплины.
Ученые также установили, что у опрошенных преобладали протекционистские и гуманистические взгляды на домашних животных. Согласно первому подходу, собаки воспринимаются как компаньоны, обладающие особыми потребностями, связанными с их природой, а согласно второму – как существа, близкие к людям, и респонденты считают себя их родителями или друзей.
У испытуемых, которых в детстве воспитывали авторитарно, протекционистский подход к животным уменьшал вероятность проявления строгости в общении с ними, в то время как гуманистические взгляды увеличивали склонность к снисходительности в отношении собак.
Авторы полагают, что их исследование может способствовать улучшению взаимопонимания и взаимодействия с домашними животными. Однако стоит учитывать, что данные были получены на основе самооценки, что увеличивает вероятность субъективности. Кроме того, в выборке большинство составляли женщины, а представленная структура работы не дает возможности установить причинно-следственные связи.