Отсутствие романтического опыта не говорит о социальной неуспешности старшеклассников

Новое исследование, проведенное американскими учеными, ставит под сомнение распространенное мнение о том, что подростки, не имеющие партнера или опыта отношений, являются социально неловкими и неспособными к общению.

Нас убеждают популярная культура и общепринятые нормы, что школьник, не имевший романтических отношений, автоматически считается неудачником и занимает невыгодное положение в школьной иерархии. Считается, что отсутствие партнера или недостаток романтического опыта ведет к социальной дезадаптации и общей неуспешности. Однако научные исследования не подтверждают эти утверждения.

В статье, опубликованной в Journal of School Health, проверялось, существует ли взаимосвязь между наличием романтического партнера и уровнем социальной успешности у старшеклассников? В исследовании приняли участие 594 ученика, обучающихся в десятых классах. Для оценки их способностей и эмоционального состояния авторы использовали данные оценок учителей, касающиеся социальных навыков, лидерских качеств и уровня депрессии, а также самооценки подростков, включающие позитивные взаимоотношения с друзьями, в семье и в школе, и уровень депрессии, наличие суицидальных мыслей. Для формирования групп по уровню вовлеченности в романтические отношения применялись методы математической статистики, такие как дисперсионный анализ и критерий хи-квадрат.

Ранее исследователи классифицировали учащихся на четыре группы, основываясь на степени их активна их личная жизнь. В последнем исследовании авторы проверили, отличались ли те, кто принадлежал к группе с наиболее малой ее активностью, от всех остальных по эмоциональному состоянию, навыкам межличностного взаимодействия и адаптивным умениям.

Анализ показал, что эти ученики демонстрировали развитые социальные навыки. По мнению педагогов, они получали более высокие баллы по оценке социальных навыков и лидерских качеств по сравнению со старшеклассниками из групп, состоящих в более близких романтических отношениях. Результаты самооценки взаимоотношений с одноклассниками, семьей и школой не выявили существенных отличий между группами с различной степенью активности в личной жизни. Частота суицидальных мыслей также не имела различий, однако уровень депрессии у учеников, имеющих небольшой романтический опыт, оказался выше был ниже, чем у их опытных сверстников.

По мнению исследователей, полученные данные противоречат утверждению о неадаптированности и неготовности к социальной жизни и общению у людей, не имевших ранее романтических отношений. Медицинские работники, психологи и педагоги должны формировать социальные установки, которые позволяют подросткам самостоятельно принимать решения, встречаться им с кем-то или нет, и объяснять, что оба варианта приемлемы и полезны», — говорит ведущий автор Брук Дуглас из Университета Джорджии.