Почему люди обращаются к эзотерическим практикам: взгляд поколений

Настоящий буддист нигде ни в чём не нуждается. С настоящим эзотериком общаться ещё сложнее. Не многие, придерживающиеся «материалистичного» мышления, способны понять эзотерические концепции. Рациональным людям они кажутся бессмыслицей. Но углубляться в них детально, пожалуй, не обязательно. Naked Science попытается разобраться, почему многие сегодня обращаются к эзотерике, почему часто этим увлекаются психологи и почему подобные учения столь популярны в России.

Психологи рассматривают религиозность, подобно вере в мистические явления, как проявление магического мышления — убеждение в возможности воздействия на окружающую действительность посредством мыслей или специфических, зачастую ритуальных, действий. Это явление имеет, в первую очередь, биологическую основу и заложено в структуре нашего мозга. В 2017 году американские нейрофизиологи из Северо-Западного университета выявили область коры головного мозга, повреждение которой увеличивает вероятность религиозного фанатизма у человека. Они пришли к следующим выводам представили в журнале Neuropsychologia.

Для анализа в исследовании были использованы данные, полученные от приблизительно двух тысяч ветеранов Вьетнамской войны, получивших черепно-мозговые травмы в ходе боевых действий. Результаты показали, что повреждение дорсолатеральной префронтальной коры головного мозга приводит к снижению гибкости мышления, уменьшению восприимчивости к новому опыту и повышает… религиозность человека.

Мозг и целеполагание у ветра

Еще ранее, в 2012 году, другие исследователи из США показали, повреждение вентральной области передней коры головного мозга приводит к снижению способности человека критически оценивать информацию и делает его более склонным к доверчивости. Однако религиозный фундаментализм чаще обусловлен не неспособностью к скептической оценке, а ограниченной способностью воспринимать новую информацию. Факты, способные вызвать сомнения, попросту не достигают сознания человека, что делает его убеждения незыблемыми.

Вера в сверхъестественное, божества и всё, что относится к «духовности», является вполне естественным состоянием человеческого разума, в то время как атеизм и материализм – это явления, требующие значительных усилий для развития, поскольку они подразумевают подавление врожденных склонностей. Чтобы сформировать так называемое критическое мышление, необходимо прилагать немало усилий и подавлять естественные позывы. Почему возникает ветер? Потому что деревья качаются, разумеется. Однако существует даже более простое, самое легкое с точки зрения нашей «природной» психики объяснение: ветер дует, потому что он этого желает. Словно это некая сущность, наделённая волей и целями, подобно человеку.

Это вполне логично, поскольку наш мозг эволюционировал для решения социальных задач и прогнозирования поведения других людей. Когда мы воспринимаем что-либо, будь то явление или предмет, мы стремимся понять его цели и намерения. Эта реакция является частью нашей природы и представляет собой то, что мы делаем действительно хорошо. Однако возникает проблема: эти способности распространяются на все подряд – на животных, растения, силы природы. Почему я потерпел неудачу? Возможно, я нарушил гармонию мира, и это моя карма за прошлые поступки, у меня дисбаланс энергии, и некие силы наказывают меня.

Шимпанзиный бог и одна пугливая гусыня

Похоже, что вера в воздействие сверхъестественных сил свойственна не только людям, но и животным! Это подтверждают известные эксперименты американского психолога Берреса Скиннера с голубями. Он получил известность благодаря тому, что помещал голодных птиц в специальные устройства, которые выдавали корм через нерегулярные промежутки времени. Этот процесс не зависел от действий голубя. Ожидая еду, птица обычно проявляла активность, например, махала крыльями, переступала с ноги на ногу или клевала стенки ящика. В ходе одного из таких занятий птица неизбежно получала порцию корма.

Шесть из восьми птиц пришли к выводу, что получение пищи зависит от их собственных действий: для этого они махали крыльями или стучали клювом по стенке ящика. Даже когда корм больше не выдавался, голуби продолжали повторять эти действия, ожидая, что им снова предложат еду. Схожие явления можно наблюдать и у владельцев собак.

Многие животные инстинктивно и оперативно устанавливают связь между своими действиями и получением награды. Моя собака, к примеру, знает, что наступление вечера, темнота за окнами и прекращение моей работы за компьютером – это верный признак прогулки! Если она украдет что-нибудь (например, ручку или носовой платок), то, чтобы забрать это у нее (признаюсь, я не лучший кинолог), ей полагается угощение. Впрочем, здесь все очевидно – это всего лишь рефлекс, но не исключено, что и наши, кажущиеся столь сложными, переживания берут начало в подобных элементарных реакциях.

Вдобавок к этому, у животных наблюдаются ритуальные действия, которые на первый взгляд не имеют отношения к получению каких-либо выгод. Так, в 2016 году, например обсуждали проект Pan African Programme: The Cultured Chimpanzee, в рамках которого международная команда ученых наблюдала за 34 группами обезьян в Западной Африке при помощи видеокамер, установленных в местах их обитания. И не зря!

На протяжении нескольких лет исследователи зафиксировали 64 (!) случая необычного поведения шимпанзе. Обычно взрослый самец подходил к дереву, некоторое время «раздумывал», после чего, придя в возбуждение, бросал в него камень с криком, порой забрасывая булыжник в дупло или в трещину в стволе. В некоторых случаях шимпанзе просто бил камнем по дереву, в результате чего вокруг него скапливалась куча камней. Подобное поведение имеет сходство с ритуальными действиями (основами религии), поэтому многие СМИ начали говорить о «проторелигии» обезьян, что вполне допустимо, хотя и пока не имеет документального подтверждения.

Вспомните знаменитую серую гусыню Мартину, о которой рассказал австрийский зоопсихолог, нобелевский лауреат и один из основоположников этологии Конрад Лоренц в своей книге «Агрессия, или Так называемое зло». Ученый воспитывал ее с момента вылупления и фактически стал для птицы заменителем матери. По мере взросления Мартины Лоренц начал приучать ее к независимости. Одним из этапов этого процесса стало обучение гусыни самостоятельно подниматься по лестнице на второй этаж дома (ранее птицу туда носили). Когда впервые попытались побудить Мартину к подъему по лестнице, она сильно испугалась и бросилась к окну – это типичная реакция гусей в ситуациях опасности, когда они стремятся к свету. Однако благодаря настойчивости Лоренца Мартина все же научилась подниматься по лестнице. При этом, удивительно, что перед каждым подъемом она сначала прогуливалась в сторону окна, а затем уже поднималась по ступенькам. Со временем дистанция до окна сокращалась, и эти движения становились, по сути, символическими.

Однажды произошла ситуация, которая оказалась трагичной для гусыни, но значимой для науки. Лоренц был настолько поглощен работой, что забыл впустить Мартину в дом. Когда стемнело, ученый вспомнил о гусыне. Открыв ей дверь, он увидел, как перепуганная птица, словно ошпаренная, вбежала в помещение, а затем направилась к лестнице и, с разбегу, поднялась сразу на пять ступеней. После этого она внезапно замерла, вытянула шею (характерный жест, который гуси демонстрируют при сильном испуге), издала предостерегающий крик и расправила крылья. Лоренц с изумлением наблюдал за своей подопечной. А Мартина на мгновение засомневалась, а затем быстро спустилась по лестнице и повторила свой обычный путь к окну. Только после этого ритуала она смогла спокойно подняться по ступенькам. Вероятно, повторение ее привычного, регулярно выполняемого действия успокоило Мартину.

Пифагор и гадание на картах

Похоже, что вера в сверхъестественное свойственна человеку на самом фундаментальном уровне. Не имеет значения, как это сверхъестественное определяется – будь то вера в бытовую магию, например, приметы, шаманизм или более сложные монотеистические религии. Эзотерика во многом напоминает религию, но обычно не содержит в себе концепции греха и его искупления. В эзотерических учениях присутствуют элементы из различных областей: немного религии (масонство, йога, каббала, суфизм), немного – из психологии и телесной терапии (снова йога), немного – из шаманизма (нумерология, астрология). Неудивительно, что многие психологи тяготеют к эзотерическим практикам, ведь даже основатель аналитической психологии, Густав Юнг, был близок к подобным идеям. Аналитическая психология Юнга имеет сходства с психоанализом, но и отличается от него. Главное отличие заключается в исследовании и интеграции глубинных сил и мотиваций, определяющих поведение человека, посредством изучения сновидений, фольклора и мифологии.

Некорректно называть это антинаучной ересью, хотя, согласно критериям Поппера, психоанализ можно рассматривать как лженауку. Однако, в таком случае под сомнение попадает практически вся психотерапия (за исключением, пожалуй, фармакотерапии). Дело в том, что множество сложных психических процессов и взаимосвязей чрезвычайно трудно доказать с помощью точных научных методов, хотя психологи и наблюдают их в процессе психотерапевтической работы. Из-за нечеткости границы между научным и антинаучным подходом, эзотерические идеи легко проникают в психотерапевтический процесс.

Следует признать, что для некоторых людей подобные методы действительно могут быть эффективны. Причины этой эффективности до конца не выяснены: возможно, здесь влияние оказывает эффект плацебо, а также некие неизвестные, но зафиксированные психологические явления и проявления архаичной психики, о которых мы ранее упоминали. Даже религиозные убеждения, очевидно, оказывают терапевтическое воздействие на верующих (хотя стоит учитывать и возможные негативные последствия, такие как чувство вины из-за естественного стремления к самореализации).

Хотя традиционные немедикаментозные методы психотерапии, такие как гештальт-терапия, телесно-ориентированная терапия, арт-терапия, психоанализ, символдрама и другие, можно считать научно обоснованными, хотя и с определенными оговорками, с эзотерическими практиками ситуация гораздо сложнее. В целом, это лженаука, которая может сочетать в себе эффективные приемы, используемые в традиционной психотерапии, с откровенным мистицизмом, гаданиями и религиозными убеждениями.

Когда-то геометрия также считалась привилегированным знанием, доступным лишь избранным (жрецам), и по сути занимала место современной эзотерики. Неслучайно в ряды выдающихся деятелей эзотеризма, наряду с такими фигурами, как Калиостро и Кастанеда, включают Пифагора и Сократа

Дизайн человека и заряженная вода

Эзотерические учения выполняют схожие задачи, что и религиозные. Они помогают преодолеть беспокойство, вызванное неопределенностью, дают объяснение различным явлениям, помогают найти смысл существования и, в некоторых случаях, помогают справиться со страхом смерти. В своей диссертации 2006 года «Тайноведение как культурно-исторический феномен современной России» кандидат философских наук Сергей Устинов исследует» отмечает, современный эзотеризм в России ошибочно приписывает себе корни в древних языческих верованиях, мифах и мировоззрении первобытного общества, что позволяет рассматривать его как форму неоязычества.

Впрочем, эзотерические концепции, распространенные в настоящее время в нашей стране, настолько разнообразны, что попытка их пересчитать кажется практически невозможной. Если в 1990-е годы это были преимущественно гадалки и целители, такие как Кашпировский, то сегодня на передний план вышли инфоцыгане с их «дизайном человека» и коучи, предлагающие «личностный рост» (не следует их путать с квалифицированными психологами, которые также могут заниматься развитием личности — о различиях между ними и инфоцыганами мы писали здесь) многие из них, включая буддизм и йогу, обладают собственным мировоззрением и учением. По мнению Устинова, современное разнообразие эзотерических концепций в России обусловлено девальвацией рациональности, характерной для советской эпохи.

Это вполне объяснимо. В свое время советская власть уничтожала, прибегая к радикальным методам, то, что было частью многовековых традиций людей — религию и религиозное сознание. Этот процесс напоминает защитную реакцию психики — вытеснение, когда человек отбрасывает в бессознательное болезненные мысли и чувства, вызывающие беспокойство. Возникает впечатление, что эти мысли и чувства исчезли. Однако они продолжают существовать в бессознательном. Такой механизм эффективен при слабой выраженности чувств, которые и не требуют осознания, но при сильном внутриличностном конфликте (когда сознание активно пытается их подавить) они неизбежно проявляются.

Психосоматические заболевания – еще один пример. В последнее время так называемая психосоматика привлекла повышенное внимание со стороны «психологов-эзотериков», которые преувеличивают значение этого явления, научная обоснованность которого не вполне доказана: если у вас диагностировали рак, это якобы означает, что вы не справились с какой-то обидой, и стоит простить, чтобы болезнь отступила. Не приходится объяснять, насколько вредными могут быть подобные заблуждения: пока человек, проявляя мужество, пытается «простить» свою мать за детские упреки, теряется ценное время, предназначенное для лечения.

В СССР религию подавили, однако потребность в мистическом мировоззрении не исчезла, а лишь временно была подавлена, проявившись вновь после распада Советского Союза. Но это было не единственной причиной. Возврат к архаичным формам мышления часто сопровождается стрессом — и 1990-е годы стали периодом массового стресса. Кроме того, советские граждане утратили «великий смысл», которым в СССР, как известно, было достижение коммунизма. Возникла необходимость поиска новых смыслов — и они быстро были найдены в сознании людей, склонных к магическому мышлению. Одни вернулись к вере в бога, другие нашли утешение в эзотерических учениях.