Современная детская неспособность к концентрации на заданиях: психологическое объяснение.

Многим детям, независимо от способностей к обучению, обращают внимание на больше информации, чем требуется для решения задачи. Взрослые часто связывают это с недостатком развития, рассеянностью и неспособностью отличать важное от незначительного. Однако психологи из США установили, что такое «отсутствие концентрации» является частью формирования памяти.

Кадр из киноленты «Ужасный Генри».

Верно считается, что дети сегодня воспринимают информацию иначе, чем взрослые в прошлом возрасте. В связи с этим проблемы, возникающие у них в школе, отличаются от тех, которые сталкивались их родители, бабушки и дедушки. По данным исследования Алекса Куигли, специалиста в области педагогики, трудности с концентрацией обусловленыНедостаточно развитая рабочая память и проблемы с планированием времени.

Ученые из Университета штата Огайо установили, что проблема не в недостаточном развитии рабочей памяти, а в ее неполной формировании. опубликовал журнал Psychological Science.

В эксперименте участвовали взрослые и их дети в возрасте 4-6 лет (всего 201 человек). Участникам показывали изображения двух существ, похожих на птиц, — Хиби и Горы. Каждый из них имел уникальные комбинации цветов и форм рогов, головы, клюва, туловища, крыльев, лап и хвоста. По внешнему виду шести частей тела можно было определить Хиби или Гору с вероятностью 66%, но хвост позволял точно идентифицировать существо.

Дети и взрослые рассмотрели изображения существа, которое было скрыто. Чтобы узнать, кто это — Хиби или Гора, разрешалось открывать по одной части тела за одно нажатие кнопки.

Независимо от возраста участники исследования быстро поняли, что для выполнения задачи достаточно посмотреть на хвост, но вели себя по-разному. Взрослые сразу же открывали хвост одним нажатием кнопки. Дети, даже сознательно обращая внимание в первую очередь на хвост, могли открывать и другие части тела, совершая дополнительные действия.

Исследователи предположили, что маленьким участникам исследования нравилось нажимать кнопку, и изменили условия эксперимента. На новом этапе появилась кнопка «Экспресс», позволяющая увидеть цель целиком. Поскольку дети стали преимущественно выбирать именно ее, стало ясно, что до этого дополнительные шаги выполнялись не из-за развлечения.

Дети узнали, что существо можно определить по одной части тела, но могли сомневаться, что все запомнили верно. Рабочая память ещё находится на стадии формирования. Желание устранить неопределенность побудило их изучать другие части тел, чтобы понять, соответствует ли действительность их представлению о каждом из двух существ.

Исследователи отмечают: растущая рабочая память у детей ведёт к большей уверенности в возможности длительного запоминания информации, что проявляется в поведении, схожем с поведением взрослых. Однако требуется проведение дополнительных исследований для подтверждения полученных результатов.