Социально-экономическая изоляция усилила влияние наследственности на получение высшего образования.

Образование высокого уровня играет важную роль в достижении жизненного успеха. Вероятность получения высшего образования во многом определяется генетическими факторами. Исследование, проведенное на базе британского биобанка, охватившее более полумиллиона образцов, выявило, что влияние наследственности усиливается вдвое у людей, проживающих в регионах с выраженной социальной и экономической изолированностью.

Исследования, проведенные специалистами из Уппсальского университета, расположенного в Швеции) опубликована в рецензируемом журнале The American Journal of Psychiatry. Специалисты в области генетики и социологии провели исследование, чтобы определить, какие факторы наследственности оказывают влияние на вероятность получения высшего образования. Предыдущие работы указывали на то, что некоторые генетически детерминированные характеристики человека объясняют от 11 до 13% вероятности получения диплома о высшем образовании.

Однако эти данные, как правило, получены в развитых странах, и остается вопрос, не изменится ли влияние генетических факторов при иных социальных и экономических условиях. Чтобы это выяснить, ученые из Швеции провели сравнительное исследование, основанное на месте проживания респондентов. Они отобрали большую и надежную выборку — UK Biobank. В эту коллекцию генетического материала, включающую образцы, полученные от более чем полумиллиона добровольцев в возрасте от 40 до 70 лет, прилагаются развернутые анкеты. Британские врачи и исследователи сформировали эту обширную базу данных в период с 2006 по 2010 год.

Исследователи, опираясь на данные переписи населения и бюро статистики Великобритании, определили рейтинг социально-экономической изоляции для мест жительства респондентов. Этот показатель отражает степень ограничения людей в конкретной местности или социальном слое с точки зрения участия в общественной и экономической жизни страны. Таким образом, более высокий уровень социоэкономической депривации свидетельствует о большей изолированности и депрессивности региона (или группы населения.

Данные о регионах, где проживают участники проекта UK Biobank вкупе с информацией об их образовании содержались в анкетах. Оставалось генотипировать респодентов в поисках наследственных маркеров и нормализовать данные. Опуская подробности математических преобразований данных, проделанных с целью отсеять все прочие факторы, перейдем к результатам.

В регионах с наиболее выраженными социально-экономическими проблемами и в наиболее благополучных группах разница во влиянии наследственности на возможность получения высшего образования оказалась вдвое больше. В наименее депрессивных регионах этот показатель соответствовал результатам предыдущих исследований и составлял 13%. Однако для жителей, отстраненных от общественной и экономической жизни страны, генетическая предрасположенность определяет шансы поступить в вуз в 26%.

Безусловно, наследственность не является единственным и определяющим фактором успеха. Тем не менее, принимая во внимание результаты исследования, представленные выше, можно с уверенностью утверждать, что в странах с более низким уровнем развития наследственные факторы оказывают значительное влияние на возможности людей для успешной жизни. А высшее образование, как уже неоднократно отмечалось доказано, способствует значительному повышению вероятности достижения финансовой независимости и уровня удовлетворенности жизнью для каждого человека.