Социально-экономическое отчуждение усилило роль наследственности в шансах на высшее образование.

Успешное развитие жизни тесно связано с качеством образования, которое частично определяется генетическими факторами. Исследование британского биобанка более чем полумиллиона образцов показало: влияние наследственности увеличивается вдвое в регионах с высокой социальной и экономической изоляцией.

©Студия Bleecker Street / Автор: Владимир Богданов

Исследования учёных из Университета Уппсалы (Швеция). опубликована в рецензируемом журнале The American Journal of PsychiatryГенетики и социологи изучили, какие факторы воздействуют на наследственность в получении высшего образования. Ранние исследования показывают, что генетически обусловленные черты влияют на 11-13% шансов получить диплом колледжа или института.

В главных результатах участвовали жители развитых стран. Как же может меняться роль генетики при других социальных и экономических условиях? Шведские учёные для этого решили разделить участников исследования по месту жительства. Им удалось найти большой и надёжный набор данных. UK BiobankЭто собрание генетического материала более чем полумиллиона добровольцев в возрасте от 40 до 70 лет с подробными опросниками, собранное британскими медиками и учёными в период с 2006 по 2010 год.

Исследователи оценили социально-экономическую изоляцию мест проживания респондентов на основе демографических данных переписи населения и бюро статистики Великобритании. Под этим понятием подразумевается степень ограничения доступа людей в определенной местности или социальном слое к общественной и экономической жизни страны. Чем выше уровень социоэкономической депривации, тем больше регион (или группа людей) характеризуется как изолированный и депрессивный.

Адресные данные доноров проекта. UK BiobankВ анкетах содержалась информация об образовании респондентов. Оставалось генотипировать респондентов для поиска наследственных маркеров и нормализовать данные. Пропустим подробности математических преобразований данных, выполненных с целью отсеять все прочие факторы, и перейдем к результатам.

В группах с наибольшей и наименьшей социально-экономической депривацией различие влияния наследственности на возможность получения высшего образования составляло вдвое. Для менее депрессивных регионов показатель, как и в ранних исследованиях, был равен 13%. Жителям изолированных от общественной и экономической жизни государств повезло меньше — генетика отвечает за шансы попасть в ВУЗ на 26%.

Конечно, наследственность — не самый важный фактор успеха человека. Исследования показывают, что в развитых странах это влияние незначительное. В менее развитых странах же генетика играет важную роль в благоприятном ходе жизни. доказаноУкрепляет возможности достижения финансовой независимости и благополучия каждого человека.