Собаки способствуют эмоциональному и социальному развитию детей

Австралийские ученые провели исследование, которое показало, как наличие собаки в семье влияет на развитие детей. Результаты показали, что эмоциональное состояние и социальные навыки у детей, растущих с собаками, значительно лучше, чем у тех, кто не имеет домашних питомцев.

Уже давно установлено, что регулярные занятия спортом положительно влияют на развитие детей. Недостаток физической активности и, как следствие, рост заболеваемости представляют собой серьезную проблему для системы здравоохранения. Первоначальные исследования продемонстрировали, что дети, у которых дома есть собаки, проявляют большую физическую активность (они двигаются на 29 минут в неделю дольше, чем их сверстники). Специалисты из Университета Западной Австралии и Института телемедицины для детей считают, что можно не только увеличить уровень физической активности, но и привести его в соответствие с рекомендованными нормами (как минимум три часа в день), если сочетать физические упражнения с игрой или прогулкой с домашним животным.

В ходе исследования были проанализированы данные, собранные в период с 2015 по 2018 год в рамках программы PLAYCE, исследование направлено на выявление факторов дошкольного возраста, воспитания и семейной обстановки, оказывающих влияние на развитие детей в возрасте от двух до пяти лет. Для анализа авторы использовали данные, полученные из анкет 1646 семей, воспитывающих детей указанного возраста. В качестве инструментария применялся известный опросник «Сильные стороны и трудности», предназначенный для оценки детского поведения, а также вопросы, посвященные наличию домашних животных (в 686 семьях, что составляет около 42% семей, есть собаки) и времени, проводимого ребенком с питомцем. Результаты были опубликованы в журнале Pediatric Research.

Хейли Кристиан, специалист Школы народонаселения и глобального здравоохранения Университета Западной Австралии и соавтор исследования, отмечает: «Мы предполагали, что наличие собаки в семье может способствовать развитию детей, но нас удивило, что само по себе присутствие собаки оказало влияние на их поведение и вызвало увеличение количества положительных эмоций».

При анализе результатов учитывались различные факторы, такие как возраст детей, их пол, распорядок дня, а также время, проводимое перед телевизором, компьютером или с мобильными телефонами, и уровень образования родителей. Исследователи установили, что в семьях, где есть питомцы, дети на 23% реже сталкивались с проблемами в управлении своими эмоциями и установлении конструктивных отношений социальных связей, дети, выросшие с собаками, на 30% реже проявляли агрессию и антисоциальное поведение, а также на 40% реже испытывали трудности в общении со сверстниками. Кроме того, было установлено, что уровень привязанности ребенка к собаке оказывает влияние на его способность к проявлению социальной активности и эмпатии.

Авторы полагают, что общение с собакой, включая игры и прогулки, может играть значимую роль в социально–эмоциональном развитии детей дошкольного возраста. Однако, конкретные причины этого явления пока не установлены. В дальнейших исследованиях планируется определить, каким образом наличие различных домашних питомцев в семье влияет на психоэмоциональное состояние ребенка.