Международная группа ученых провела крупномасштабное исследование воздействия СМИ на агрессивное поведение и пришла к выводу, что показатель усиливается вне зависимости от культурной принадлежности.
Многочисленные исследования последних лет (1, 2, 3) показывают, что современный человек подвергается большому влиянию насилия в медиа. Предполагается, что СМИ, в том числе видеоигры, популярная музыка и комиксы, могут повышать агрессивность разными способами, например путем десенсибилизации и научения через подражание. По одной из гипотез, это происходит в результате развития и укрепления системы знаний («агрессивное мышление»), допускающей жестокость. Другая точка зрения состоит в том, что медиа, напротив, изменяет аффективную сферу личности, в частности за счет ослабления эмпатии. Однако эмпирических данных о таких эффектах недостаточно. Кроме того, работ, позволяющих оценить влияние СМИ в различных культурных контекстах, до сих пор не проводилось.
Чтобы восполнить пробел, сотрудники Университета штата Айова, Цукубского университета и других вузов провели опрос среди 2154 жителей семи стран — Хорватии, Австралии, Японии, США, Румынии, Китая и Германии — средним возрастом 21 год. Целью работы было проверить «гипотезу агрессивного мышления» и оценить связь СМИ с сопутствующими факторами риска, такими как пол, стиль воспитания, благополучность района проживания, издевательства и контакты с антисоциальными элементами. Добровольцы заполняли онлайн-опросник медиапредпочтений (GMHQ), в котором указывали три любимых фильма, телешоу и видеоигры, частоту сцен физического насилия и просмотра или игровых сессий.
Затем респонденты заполняли опросник агрессивности (BPAQ), который помимо физической включал пункты об их вербальной и реляционной (распространение потенциально вредных слухов) агрессии. Для анализа «агрессивности мышления» ученые использовали четырехбалльную шкалу из 12 пунктов, каждый из которых был рассчитан на оценку допустимости агрессии в описанной ситуации («Джон накричал на человека, который повысил голос первым»). Эмпатия изучалась с помощью субшкалы из 14 пунктов. Полученные данные сопоставлялись с итогами опроса медиапредпочтений. Результаты показали статистически значимую положительную корреляцию сцен насилия с агрессивным мышлением (наиболее выраженную), поведением и отрицательную (менее выраженную) — с эмпатией.
Любопытно, что во всех семи странах рост агрессивного поведения оказался частично опосредован агрессивным мышлением, ослабление эмпатии влияло на показатель незначительно. Оценка связи между насилием в СМИ и сопутствующими факторами проводилась на основании ответов из шести стран, поскольку данные по Германии получить не удалось. Согласно анализу, важную роль в высокой агрессивности (вне зависимости от культуры) помимо медиа играли мужской пол, жестокое обращение в семье, проживание в неблагополучном районе. Однако влияние этих факторов носило уникальный характер и каждый из них, за исключением СМИ, мог быть опущен без изменения общего результата.
Подробности работы представлены в журнале Personality and Social Psychology Bulletin.
Ранее ученые выяснили, что пьющие женщины позиционируются СМИ в более негативном ключе, чем мужчины. Так, вопреки статистике, издания чаще упоминают о женском алкоголизме.