СМИ превзошли криминал в пропаганде насилия

Международная группа ученых провела крупномасштабное исследование воздействия СМИ на агрессивное поведение и пришла к выводу, что показатель усиливается вне зависимости от культурной принадлежности.

resdogs

©Wikipedia

Многочисленные исследования последних лет (1, 2, 3) показывают, что современный человек подвергается большому влиянию насилия в медиа. Предполагается, что СМИ, в том числе видеоигры, популярная музыка и комиксы, могут повышать агрессивность разными способами, например путем десенсибилизации и научения через подражание. По одной из гипотез, это происходит в результате развития и укрепления системы знаний («агрессивное мышление»), допускающей жестокость. Другая точка зрения состоит в том, что медиа, напротив, изменяет аффективную сферу личности, в частности за счет ослабления эмпатии. Однако эмпирических данных о таких эффектах недостаточно. Кроме того, работ, позволяющих оценить влияние СМИ в различных культурных контекстах, до сих пор не проводилось.

 

Чтобы восполнить пробел, сотрудники Университета штата Айова, Цукубского университета и других вузов провели опрос среди 2154 жителей семи стран — Хорватии, Австралии, Японии, США, Румынии, Китая и Германии — средним возрастом 21 год. Целью работы было проверить «гипотезу агрессивного мышления» и оценить связь СМИ с сопутствующими факторами риска, такими как пол, стиль воспитания, благополучность района проживания, издевательства и контакты с антисоциальными элементами. Добровольцы заполняли онлайн-опросник медиапредпочтений (GMHQ), в котором указывали три любимых фильма, телешоу и видеоигры, частоту сцен физического насилия и просмотра или игровых сессий.

 

СМИ превзошли криминал в пропаганде насилия

Вариативность агрессивного поведения с учетом шести факторов риска / ©Craig A. Anderson et al., Personality and Social Psychology Bulletin, 2017

 

Затем респонденты заполняли опросник агрессивности (BPAQ), который помимо физической включал пункты об их вербальной и реляционной (распространение потенциально вредных слухов) агрессии. Для анализа «агрессивности мышления» ученые использовали четырехбалльную шкалу из 12 пунктов, каждый из которых был рассчитан на оценку допустимости агрессии в описанной ситуации («Джон накричал на человека, который повысил голос первым»). Эмпатия изучалась с помощью субшкалы из 14 пунктов. Полученные данные сопоставлялись с итогами опроса медиапредпочтений. Результаты показали статистически значимую положительную корреляцию сцен насилия с агрессивным мышлением (наиболее выраженную), поведением и отрицательную (менее выраженную) — с эмпатией.

 

СМИ превзошли криминал в пропаганде насилия

Схема взаимовлияния насилия в СМИ, агрессивного мышления, агрессивного поведения и эмпатии / ©Craig A. Anderson et al., Personality and Social Psychology Bulletin, 2017

 

Любопытно, что во всех семи странах рост агрессивного поведения оказался частично опосредован агрессивным мышлением, ослабление эмпатии влияло на показатель незначительно. Оценка связи между насилием в СМИ и сопутствующими факторами проводилась на основании ответов из шести стран, поскольку данные по Германии получить не удалось. Согласно анализу, важную роль в высокой агрессивности (вне зависимости от культуры) помимо медиа играли мужской пол, жестокое обращение в семье, проживание в неблагополучном районе. Однако влияние этих факторов носило уникальный характер и каждый из них, за исключением СМИ, мог быть опущен без изменения общего результата.

 

Подробности работы представлены в журнале Personality and Social Psychology Bulletin.

 

Ранее ученые выяснили, что пьющие женщины позиционируются СМИ в более негативном ключе, чем мужчины. Так, вопреки статистике, издания чаще упоминают о женском алкоголизме.


Источник