Смерть знаменитостей и рост числа подражательных самоубийств.

Учёные установили связь «эффекта Вертера» после ухода из жизни Робина Уильямса с освещением событий в СМИ.

©Wikipedia / Автор: Артем Фомин

Ученые из Колумбийского университета установили, что активное и подробное освещение в прессе самоубийств знаменитостей может увеличить число подражательных суицидов. Исследователи считают, что интенсивность «эффекта Вертера» зависит от того, как подаётся новость о самоубийстве в СМИ. Так, смерть актера Робина Уильямса в 2014 году, освещённая многими изданиями, повысила количество самоубийств в США на 9,9% по сравнению с ожидаемыми показателями.

«Эффектом Вертера» называют рост самоубийств после публикации о самоубийстве знаменитого человека в средствах массовой информации. Такое явление не наблюдается всегда – например, смерть Курта Кобейна не привелаКоличество трагедий заметно возросло в Сиэтле, но число звонков по телефонам доверия значительно увеличилось после этого события.

Авторы нового исследования применили данные Центров по контролю и профилактике заболеваний США с 1999 по 2015 год. Учёные также проанализировали тексты статей англоязычных новостных изданий, содержащие слова «самоубийство», «погибший» и упоминания о смерти Робина Уильямса. Эти новости сравнили с подшивками англоязычных СМИ с июня 2013 года по январь 2015 года. Актер умер 11 августа 2014 года.

Вторая половина 2014 года в США показала превышение фактического количества самоубийств над прогнозируемым почти на 10%: 18 700 против ожидаемых 16 800. Данные с 1999 года помогли ученым построить графики ожидаемого числа суицидов. Обычно количество суицидов возрастает ранней весной и снижается летом. Мужчины от 30 до 44 лет оказались наиболее уязвимой группой. Количество самоубийств, совершенных тем же способом, что и Уильямс, увеличилось на 32%, а другие способы выбрали лишь на 3% больше людей.

Анализ прессы за август 2014 года показал наибольшее количество публикаций об актере и о самоубийствах вообще. Ученые отмечают нарушение этических стандартов написания новостей о самоубийстве многими крупными изданиями: в заголовках сообщалось о способе суицида и выдвигались предположения о его причинах.

Изменения числа публикаций / © PLoS One

По мнению исследователей, кроме роста числа самоубийств во второй половине 2014 года, внимание к смерти Робина Уильямса стало важной проблемой. Ученые отмечают, что позитивный эффект после смерти Курта Кобейна в 1994 году мог быть связан с этикой СМИ: прямые описания встречались реже, а в текстах размещали телефоны психологической поддержки.

Исследование опубликовано в журнале PLoS One.