Онлайн-опрос: эффект наблюдателя влияет на честность ответов

Согласно предыдущим психологическим исследованиям, изображения глаз могут оказывать воздействие на людей, побуждая их к более честному и социально одобряемому поведению. Тем не менее, недавнее исследование, проведенное в Китае, продемонстрировало, что в контексте онлайн-опросов этот эффект может проявляться в противоположной форме.

Феномен, известный в психологии под названием «эффект следящих глаз», широко используют для сдерживания девиантного, то есть нарушающего принятые нормы, поведения и снижения преступности в общественных местах. Он предполагает, что люди менее склонны к антисоциальным поступкам и чаще проявляют альтруизм, когда за ними наблюдают или когда им просто кажется, что на них смотрят. В действительности следить за людьми при этом не обязательно: создать соответствующее ощущение можно, только намекнув на возможное наблюдение с помощью фотографий или изображений глаз.

Группа исследователей, представляющих различные китайские и американские университеты, приняла решение проверить, возможно ли с помощью «эффекта следящих глаз» увеличить честность респондентов при проведении онлайн-опросов, которые получили широкое распространение во всем мире? Это важный вопрос, поскольку неправдивые ответы в сетевых исследованиях, особенно в области медицины, могут привести к искажению информации и получению некорректных результатов.

В рамках исследования ученые использовали китайскую платформу, предназначенную для онлайн-опросов Sojump привлекли 1655 взрослых жителей КНР. Участников случайным образом разделили на четыре группы. Вошедшим в первую и третью предложили сообщить свою группу крови. Об этом же попросили остальных участников, но дополнительно им сказали, что можно пропустить остальную часть опроса, если у них группа крови AB (IV). Таким образом экспериментаторы создали соблазн указать недостоверные сведения, чтобы быстрее пройти опрос.

Фотография глаз демонстрировалась участникам из третьей и четвертой групп перед тем, как они давали ответы на ряд вопросов. Ими предполагалось, что изображение глаз создаст ощущение наблюдательности и, соответственно, будет способствовать большей честности респондентов.

В ходе исследования не было зафиксировано существенных расхождений в частоте ответов у людей с группой крови AB по сравнению с контрольной группой, которая не стремилась искажать информацию. Это наблюдалось независимо от того, демонстрировались испытуемым фотографии глаз перед тем, как они давали ответы.

Несмотря на это, «эффект следящих глаз» всё же был зафиксирован, однако не в той форме, которую предполагали исследователи. Те, кому сообщили о возможности пропустить некоторые вопросы, с большей вероятностью указывали группу крови AB, особенно если ранее видели изображение глаз, следящих за ними.

«Результат оказался обратным. Вероятно, негативное воздействие изображения с «следящими глазами» было настолько сильным, что участники, видевшие его, значительно чаще предоставляли неправдивые ответы, стремясь быстрее закончить анкетирование», — отметил в комментарии PsyPost один из авторов исследования Стивен В. Пэн ( Stephen W. Pan).

Еще одна примечательная закономерность, выявленная исследователями, заключалась в том, что у участников с минимальным уровнем образования чаще сообщали о группе крови АВ, когда для этого был мотив. Впрочем, небольшое число малообразованных участников не позволило исследователям сделать вывод о статистически значимой корреляции.

Помимо ограниченного разнообразия выборки с точки зрения образовательного уровня, еще одним ограничением исследования является то, что в нем принимали участие исключительно жители Китая. Кроме того, мотивация к предвзятости данных, основанная на стремлении быстро закончить опрос, а не на денежной выплате после его завершения, могла оказаться недостаточной. В дальнейших исследованиях авторы намерены скорректировать выявленные недостатки.