Согласно исследованию, проведенному психологами из Австралии и Великобритании, род деятельности, связанный с изобразительным искусством, оказывает заметное влияние на использование пространственной лексики.
Гипотеза лингвистической относительности утверждает, что язык формирует мышление. Степень этого влияния и направление причинно-следственной связи вызывают споры и обычно рассматриваются при изучении разных культур. Меньше внимания уделяется тому, как это воздействие проявляется в профессиональной среде. Ранее изучение сленга фокусировалось на его языковых особенностях, тогда как нейрокогнитивные аспекты искажений, связанных с работой, описывались реже. Например, в 2006 году биологи показали, управление такси связано с увеличением объема средней и задней частей гиппокампа и уменьшением объема передней части по сравнению с вождением автобуса, что, вероятно, обусловлено ограниченностью маршрутов. Эта закономерность зависит от уровня водительского опыта.
Несмотря на это, связь между профессиональными изменениями в восприятии и их отражением в лексике не всегда находила признание. Для устранения этого недостатка исследователи из Австралийского национального университета и других организаций провели ряд экспериментов, участниками которых стали представители трех родственных профессий: архитекторы, художники и скульпторы. Как показывают предыдущие исследования, несмотря на их близость, эти направления деятельности, помимо пространственных предлогов, могут приводить к более специфическим изменениям в речи: например, речь архитекторов насыщена понятиями двух- и трехмерного пространства (в том числе перспективы), тогда как художники чаще оперируют двухмерными категориями.
Чтобы прояснить различия, авторы привлекли шестнадцать художников, скульпторов и архитекторов, имеющих опыт работы свыше восьми лет. Каждому из них отдельно показывали три изображения формата A4: снимок улицы Великобритании, сделанный Google Street View; репродукцию интерьера собора Святого Петра, написанную Данте Парини; и цифровую копию картины Джорджа Грие, представителя неосюрреализма. После этого испытуемым предлагалось ответить на четыре вопроса в свободной форме. От них потребовали описать увиденное пространство, рассказать о том, как его можно было бы исследовать, и указать на желаемые изменения. Затем участников (но не контрольной группы) попросили сформулировать собственное понимание термина «пространство».
Метод применялся для анализа аудиозаписи выступления экспертов CODA (Когнитивный дискурс-анализ), который охватывает четыре этапа: транскрипция, сегментация, аннотация и проверка согласованности при межкодировании. Результаты продемонстрировали различия в используемой испытуемыми лексике. При описании наиболее удаленных участков изображения художники чаще применяли слово «позади» (‘back’), а архитекторы – только «в конце» (‘end’). Подобная закономерность проявилась, когда первые переходили между двух- и трехмерными категориями и испытывали затруднения с интерпретацией изображения; архитекторы же использовали выражение «в конце» (пространства), акцентируя трехмерность, материальность объектов, и в процессе мысленного обследования местности.
Выступления скульпторов объединяли эти идеи, однако в целом содержали меньше обращений к ним. При этом контрольная группа практически не использовала слова «позади» или «в конце», заменяя их на «в центре», «внизу» и «там». Как и архитекторы, скульпторы стремились описывать наблюдаемое с точки зрения материальности и трактовали «пространство» как физически ограниченное окружение. Художники, в свою очередь, чаще остальных просили уточнить условия задания и методы изучения изображённого пространства. Средняя длительность беседы с ними также оказалась больше: 36 минут, в то время как у архитекторов это было 28 минут, а у скульпторов – 34 минуты.
Авторы утверждают, что полученные результаты служат дополнительным подтверждением применимости гипотезы лингвистической относительности не только в межкультурном контексте, но и в профессиональной среде, особенно среди специалистов смежных областей. В ходе эксперимента выяснилось, что архитекторы и скульпторы воспринимают графические элементы как более тесно связанные с физической реальностью, чем художники, что влияет на их восприятие пространства. Интересно, что наиболее заметные различия были зафиксированы при анализе удаленной части изображения.
Статья опубликована в журнале Cognitive Science.
Ранее исследователи определили, в чем заключаются различия в восприятии профессионалов футболистов и портных.