Применение физических наказаний может негативно влиять на развитие мышления у детей.

Новое исследование, основанное на анализе долгосрочных данных более 12 тысяч детей, предоставило подтверждение негативного влияния телесных наказаний на психическое здоровье ребенка. У детей, подвергавшихся шлепкам, отмечалось снижение уровня развития исполнительных функций – базовых когнитивных процессов, включающих сдерживание и когнитивную гибкость, необходимых для регуляции поведения и обучения.

Шлепанье — распространенный способ наказания детей родителями за проступки. По поводу его уместности идут жаркие споры. Многие взрослые до сих пор считают, что иногда, для воспитательных целей, подобное «воздействие» просто необходимо.

Согласно опросу, проведенному ВЦИОМ в 2022 году, в исследовании приняли участие 1,6 тысячи человек показал, согласно результатам исследования, около 20% россиян в детстве сталкивались с физическими наказаниями, такими как шлепки и порка ремнем. В настоящее время 76% респондентов выбирают словесное воспитание. Опыт применения шлепков и подзатыльников признали 13% опрошенных, а 7% используют для наказания ремень.

Шлепанье, по мнению психологов и других экспертов, является травмирующей формой телесного наказания, не менее болезненной, чем другие. Существует значительное количество исследований, посвященных этой проблеме, однако ранее ученые в основном изучали влияние шлепанья на поведенческое развитие детей. Влияние шлепанья на когнитивное развитие изучено в меньшей степени.

Профессор социологии Джихе Кан взялся за решение этой проблемы ( Jeehye Kang) и профессор психологии Кристина Родригес (Christina Rodriguez) из Университета Старого Доминиона (штат Вирджиния, США). В представленной работе, опубликованной в журнале Child Abuse & Neglect, по мнению авторов, даже эпизодическое физическое наказание способно негативно повлиять на когнитивные способности ребенка.

В рамках лонгитюдного исследования ученые провели анализ данных Early Childhood Longitudinal Study, в ходе исследования, охватившего около 18 170 американскими детьми дошкольного и младшего школьного возраста, ученые изучали воздействие шлепков на три важнейших компонента исполнительных функций: ингибиторный контроль, когнитивную гибкость и рабочую память. Для оценки влияния шлепков на эти функции было проанализировано примерно 12 800 детей в возрасте от пяти до шести лет.

Для определения способности детей к ингибиторному контролю, то есть умения подавлять импульсивные реакции и выбирать более обдуманные действия при решении задач, были проведены опросы воспитателей. Оценка когнитивной гибкости, определяемой как способность оперативно переключаться между задачами, основывалась на результатах теста, в котором детям предлагалось сортировать карточки ( Dimensional Change Card Sort). Рабочую память оценивали с помощью заданий из теста на когнитивные функции Вудкока — Джонсона, в которых детей просили повторять последовательности чисел в обратном порядке.

За прошедшую неделю били ли дети, стало известно из сообщений их родителей, в основном матерей. Для исключения возможных неточностей исследователи использовали метод сопоставления с учетом энтропии. Этот статистический подход позволил установить, что различия, выявленные между детьми, подвергавшимися физическому наказанию, и теми, кого не били, были обусловлены именно им, а не влиянием других факторов.

В конечном счете, исследования показали, что шлепанье пятилетних детей связано со снижением уровня самоконтроля и когнитивной гибкости к шести годам. Такая взаимосвязь наблюдалась даже при эпизодическом использовании этого метода воспитания. Влияние шлепков на рабочую память, после учета факторов, которые могли исказить результаты, не было подтверждено.

Несмотря на то, что установить влияние на рабочую память, являющуюся важной частью исполнительных функций, не удалось, это противоречит данным других исследований, заявила профессор Кан в комментарии для PsyPost. Специалист отметила, что причиной расхождения может быть более строгая модель сопоставления, использованная в новом исследовании, по сравнению с предыдущими.

Анализ не показал связи между сглаживанием эффекта и полом ребенка, этнической принадлежностью основного опекуна или уровнем родительской заботы. Таким образом, физическое наказание оказывает одинаково негативное воздействие на когнитивное развитие детей, независимо от их демографических характеристик и семейной обстановки.

Следует также указать на ограничения данной работы. В частности, при проведении анализа не были учтены факторы, которые невозможно наблюдать напрямую, такие как уровень насилия в сообществе, которые влияют как на вероятность наказания детей шлепками, так и на их когнитивное развитие.