Мнение о том, что ученики в школьной форме реже пропускают уроки и чувствуют себя частью коллектива, опровергнут учеными из США. Исследователи сделали вывод, что форма может быть даже вредна для учащихся.

Руководство и учителя российских школ горячо поддерживают обязательное ношение учениками формы. Учебный процесс и успеваемость учащихся кажутся им менее важными, чем одежда. Защитники формы утверждают, что она сближает класс, повышает посещаемость уроков и улучшает оценки. Несмотря на то, что вопрос остается спорным, эмпирических исследований по этой теме проведено немного.
В российских школах форма почти повсеместно распространена, особенно в начальной школе. В США ее носят преимущественно в частных учебных заведениях. Тем не менее, популярность формы растет и там: в 2011-2012 годах ее сделали обязательной примерно в 20 процентах государственных школ, тогда как еще в 1995-1996 годах это касалось лишь трех процентов. В частных школах ситуация еще более распространенная: примерно шесть из десяти таких учреждений в 2011-2012 годах требовали от учеников ношения формы.
Исследователи из Университета штата Огайо (США) обнаружили, что такая одежда не имеет тех «волшебных» свойств, которые ей приписывают. По крайней мере, в начальной и средней школе. опубликованы в журнале Early Childhood Research Quarterly.Основа её составляла национальная репрезентативная выборка из 6320 детей, посещавших детский сад и школу до пятого класса.
Изучение включало опрос учителей, оценивавших каждого ученика по разным показателям: интернализации поведения (например, тревога и социальная замкнутость) и экстернализации (агрессия, уничтожение личных вещей других детей), а также социальные. навыкиУчителя рассказали о пропусках занятий.
Учёные изучали, в том числе, данные о самооценке. подростковУчащиеся пятого класса сообщали о своем чувстве принадлежности к школе и классу, а также о случаях буллинга и социальной тревожности. Анализ ученых показал неутешительные результаты. Школьная форма не только не улучшила эти показатели, но даже ухудшила один из них: те, кто носил форму, чувствовали меньше общности со школой и классом, чем те, кто не придерживался обязательного внешнего вида.
Форма оказала обратный ожидаемому эффект. Причину такого явления пока установить не удалось. Возможно, дело в том, что такая одежда стирает индивидуальность учащихся и не даёт им самовыразиться через неё.