Американский общественный деятель Джерри Рубин утверждал, что сексуальную революцию совершили задние сиденья автомобилей, но ошибся. Раскрепощение нравов происходило задолго до появления машин и неоднократно повторялось. Оно напоминает движение маятника. Как и почему происходили «секшал революшнс», и стоим ли мы на пороге нового витка сексуальности или же нас ждет ужесточение морали? Об этом – в нашем материале.

Сексуальные революции всегда являлись следствием исторических событий и общественных настроений.
Век каменный: свобода нравов
О поведении людей в те времена трудно судить, но есть основания полагать, что праотцы жили с большой сексуальной свободой. Достаточно сравнить данные этнографии и посмотреть на современные традиционные сообщества. Хотя прямые аналогии провести нельзя, рассуждать о поведении предков можно, опираясь на эти наблюдения. Так, у некоторых племен в Африке и Южной Америке девственность невесты считается позором для жениха, а не преимуществом, как иногда до сих пор в европейских странах.
Известны обычаи из центральной части Черного континента, где девственности девушку лишали старейшие женщины клана (при помощи пальца или деревянного ножа). В Южной Колумбии это делал крестный отец (через соитие), в Зиаре или Конго – шаман или вождь племени. В Центральной Африке, Океании, Южной Америке и Индонезии невесту отдавали на «поругание» друзьям жениха на несколько дней. Правда, уже после свадьбы жена должна была хранить верность мужу до конца своих дней. В западной части Африканского континента существовал обычай, когда мужчина должен был заняться сексом с будущей тещей, а потом уже с ее дочерью.
У нас есть археологические данные, прежде всего палеолитические Венеры – фигурки из кости или мягких пород камня, датируемые верхним палеолитом. Находки произведены по всей Европе, но многие обнаружены и в других частях Евразии. Статуэтки обычно изображают женское тело со всеми его особенностями в крайне гипертрофированной форме.
Назначение неизвестно: возможно, они связаны с культом плодородия, но существуют и более смелые гипотезы – Венеры могли служить аналогом современного журнала Playboy. Древние изображения женской вульвы (или чего-то подобного) найдены на стенах некоторых пещер в той же Европе.

Данные факты дают основания полагать, что далекие предки едва ли беспокоились проблемами сексуальной морали в современном понимании этого слова. Сексуальность естественна, поэтому нет смысла устанавливать запреты на этот счет. Вероятно, на заре человечества максимальная раскрепощенность была обычным явлением. То же можно сказать о Древнем Египте – там точно не страдали ханжеством. Секс здесь часто возводился в культ: жрицы в храмах богини Исиды прилюдно занимались им (явление так и называлось – храмовая проституция). Полученные деньги уходили на пользу храма.
Античность: аскеза и мальчики
В Древней Греции первые шаги по установлению норм поведения были предприняты, но сразу распространились не на всех и в основном коснулись женщин. Образцом женской целомудренности стала супруга римского патриция Тарквиния Коллатина – Лукреция. Известность она получила тем, что после изнасилования совершила самоубийство. Мужчинам же иметь любовные связи на стороне не возбранялось, хотя в целом это касалось любви к мальчикам.
Длительность античности привела к тому, что уже во второй половине II века до нашей эры тенденция изменилась: Рим столкнулся с моралью восточных эллинистических государств, где нравы отличались большей раскрепощенностью. Сексуальная революция не случилась мгновенно, а происходила постепенно.
Этим событием, как полагают многие, стало восхождение на престол императора Калигулы. Однако некоторые историки считают, что нравы Калигулы мало отличались от привычек его предшественников: он просто не скрывал своих наклонностей.

Обычно он приглашал женщин с мужьями к обеду, а когда прохожие мимо него проходили, пристально и не спеша смотрел на них, как работорговец. А если кто-нибудь от стыда опускал глаза, он приподнимал ей лицо своей рукой. Потом при первом желании выходил из обеденной комнаты, вызывал к себе понравившуюся женщину и, вернувшись с следами наслаждений на лице, громко хвалил или бранил ее, перечисляя в подробностях, что хорошего и плохого он в ней нашел, и какова она была в постели. Некоторым в отсутствие мужей он послал от их имени развод и велел записать это в ведомости.
Древние писатели рассказывают, что Калигула имел интимные отношения с сестрами, а одна из них якобы родила ему ребёнка. Кроме того, известно о гомосексуальных связях императора.
Такой правитель имел соответствующих подданных, в том числе и простых граждан. Историки сообщают, что перед гибелью Помпея город погружался в развращение: в этом небольшом поселении было 25 борделей, а проституцией якобы занимались даже патрицианки из правящей элиты. Но конец был близок – появилось христианство.
Средневековье: запреты и их нарушения
Конец эпохи Средневековья наступил не сразу, а её нравственность в немалой степени была лишь фасадом. Внутри нравы, кажется, были свободнее, чем принято считать, особенно у знатных особ. Супружеские измены и кровосмесительные браки были обычным явлением. Сожительство без брака, проституция и изнасилования встречались нередко. Высокопоставленные особы часто имели внебрачных детей от служанок и любовниц. В целом секс разрешался лишь для продолжения рода, а красоту тела, особенно женского, надлежало прятать и даже уродовать: утягивать грудь и подкладывать подушечки под живот, чтобы имитировать «небольшую беременность» – высшую добродетель христианской морали. Многие едва ли соблюдали этот запрет рьяно, но покров благочестия был – за этим строго следили Церковь и фанатики веры.
В Франции наказание за прелюбодеяние заключалось в том, что мужчина и женщина бегали голыми по городу. К половому органу мужчины привязывали веревку, которую держала женщина. Другой «веселый» вариант – раздевание мужчины и посадка его задом наперед на осла для проезда по городу. За мужеложство применялась смертная казнь (хотя в раннем Средневековье это наказывалось многолетним постом и молитвой).
Эпоха Возрождения: карьера и постель
Византийская империя пала под ударами турок в 1453 году. Византийцы бежали в Европу, прихватив с собой рукописи, книги и произведения искусства древности. Средневековая Европа знакомится с раскрепощенными нравами римлян и их культом естества – красивого женского и мужского тел. Маятник начал движение в противоположную сторону аскетизму. То, что долго подавлялось, вытекло наружу, как вода из бурлящего котла. Пуританская мораль надоела. Началась эпоха антропоцентризма: процветают гуманизм и науки, секс перестает быть постыдным делом – не только у знатных особ, но и у простого народа.

В моде стало обязательным наличие официальных фаворитов у монархов. Карьеры строились через интимные отношения. В России особенной любовью к фаворитам отличалась Екатерина Великая, предпочитавшая сильных мужчин. Существует легенда о том, что в отсутствие своего любовника Потемкина царица столкнулась в коридоре с крупным мускулистым истопником. Она приказала ему разжечь камин в её спальне. Тот и разжег, но «шальную императрицу» это не удовлетворило. «Разве вы не понимаете, как нужно согревать Ваше Величество?» – спросила она. Он понял. За что на следующее утро получил титул дворянина, тысячи крестьян и фамилию Теплов в память о том, как согрел императрицу.
Гомосексуальность стала модной: влечение к людям своего пола не считалось грехом, а красивым пороком. В основном это касалось высших слоёв общества – простые люди всё ещё не практиковали «содомию». Им нравилась проституция. Девушкам секс до брака запрещался (не все соблюдали этот запрет), юноши могли почти всё делать. Первый секс, как правило, они имели с проституткой.
XX век: секс есть – секса нет
В XIX веке моральные запреты вновь стали преобладающим направлением. Появилась викторианская эпоха, ярким символом которой стала королева Виктория, придерживавшаяся самых строгих правил. Однако данное положение оказалось временным. Конец XIX – начало XX века стали эрой промышленной и частично вытекающей из нее сексуальной революции. Набирало силу движение суфражисток: женщину признали «человеком» и предоставили ей права. Вместе с правом на свободу слова она получила право на свободу проявления своей сексуальности, что особенно ярко проявляется в революционной России.
Идеолог сексуальной свободы Александра Коллонтай полагает, что сексуальные потребности следует удовлетворять подобно жажде – не следует делать из них «священную корову». После государственного переворота в России на основе этой идеологии возникает общество «Долой стыд» и знаменитая теория стакана воды. большевики объявляют любовь условностью, а брак и флирт – пережитками буржуазной эпохи. Гомосексуалы и лесбиянки не считаются изгоями.

С приходом к власти Сталина нравы стали ужесточаться. До крайностей дело не доходило: женщина все же оставалась человеком, хотя сексуальная распущенность пресекалась. После смерти вождя ситуация немного смягчилась, но не сильно – нетрадиционный секс, например оральный или гомосексуальный, а также соитие до брака порицались. В конце 1980-х в обиход вошла фраза из советско-американского телемоста Владимира Познера и Фила Донахью – «в СССР секса нет», которая характеризует ту эпоху.

Развал Советского Союза открыл широкую дорогу свободе нравов советских людей. Сексуальность стала повсеместной, особенно на экранах телевизоров. Взоры обращаются к Западу (где в 1970-х сексуальность превзошла строгость морали), и в России в 1990-х проходит волна полной сексуальной революции, частично продолжающаяся по сей день. Тем не менее, до конца эта революция не победила в России и государствах бывшего СССР: это проявляется в общественном осуждении гомосексуальности и периодических призывах запретить аборты и свалить всё на «моральную распущенность».
XXI век: назад в будущее
Движение маятника закономерно – история циклична, в том числе история сексуальных революций. Если в 1990-х был взрыв интереса к сексу, по логике должно наступить постепенное снижение его в обществе. И отчасти мы уже наблюдаем такую тенденцию, в том числе в женской моде, которую диктует Европа. Моду нельзя недооценивать: она служит выражением настроений в обществе, а также свободы или наоборот закрепощенности нравов. Так, несколько лет «в тренде» не короткие и яркие наряды «в облипку», столь популярные в 1990-х, а женская одежда свободного и широкого кроя сдержанных цветов. Историки моды даже ассоциируют ее с восточным колоритом, подразумевая пуританские нравы Востока.

Сексуальная контрреволюция проявляется даже в настроениях феминисток (не говоря уже об ультраправых движениях). Последние призывают к запрету проституции и отказу от восприятия женщины как объекта (секс-машины или кухарки), а как субъекта (человека, личности). Такие тенденции достигли России и становятся популярными среди молодежи и взрослого населения.