Исследование, проведенное норвежскими учеными, продемонстрировало, что самостоятельное освоение техник визуализации способно уменьшить выраженность депрессивных проявлений у людей без диагностированных психических расстройств. О результатах этой работы сообщается в журнале Frontiers in Human Neuroscience.
В процессе создания используются разнообразные эмоциональные и ментальные представления когнитивно-бихевиорального подхода в психотерапии. Прошлые работы показали, что такие образы, в отличие от вербального мышления, в большей степени способны влиять на физиологию и поведение человека. Для управления образами используется метод визуализации, который обычно выполняется под руководством психотерапевта и может вызвать затруднения при самостоятельной тренировке.
Негативные образы преобладают, в особенности, у пациентов, страдающих, к примеру, от посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) или генерализованным тревожным расстройствами — визуализация в этом случае является одним из ключевых способов устранения симптомов. Однако метод могут использовать и здоровые люди, и, чтобы выяснить, насколько эффективным может быть самообучение визуализации, ученые из Северного университета и клиники Smartbrain AS провели эксперимент.
В работе приняли участие тридцать человек (24 женщины и 6 мужчин) в возрасте от 20 до 55 лет, отличавшихся достаточно высокой социальной активностью и не обращавшихся к психотерапевту. В течение двух дней волонтеры проходили семинар, посвященный основам визуализации, методам работы с негативными эмоциональными и ментальными образами, а также способам улучшения качества социальных взаимодействий. После этого в течение 12 недель участники ежедневно в течение 15–20 минут практиковали визуализацию дома и посетили второй двухдневный семинар. Перед началом и по завершении эксперимента они также проходили четыре психологических теста для оценки уровня депрессии и удовлетворенности жизнью и делали электроэнцефалограмму ( ЭЭГ).
Анализ результатов выявил, что добровольцы, прошедшие курс самостоятельного изучения техник визуализации, демонстрировали более низкий уровень депрессивных состояний. При этом количество людей с незначительными симптомами депрессии уменьшилось почти вдвое: от 22 до 12 человек. Самостоятельное обучение также способствовало улучшению самооценки жизненного смысла и ощущения личной продуктивности. В соответствии с данными электроэнцефалографии, тренировки привели к увеличению бета-активности в правой медиальной префронтальной коре мозга — в сфере, отвечающей за создание позитивных эмоциональных представлений, — и стимулировал связи между нейронами височных долей и обеими полушариями мозга. Считается, что занятия также могли увеличить активность ГАМК, обладающей антидепрессивными свойствами.
Авторы полагают, что собранные данные свидетельствуют о том, что самостоятельные тренировки, включающие эмоциональные и ментальные образы, могут быть полезны для людей, страдающих скрытой депрессией. Также этот метод можно использовать в деловой сфере для поддержания позитивного настроя и улучшения рабочих показателей.