Саботируют ли сандалии развитие детей?

Новый анализ долгосрочных данных более 12 тысяч детей показал негативное воздействие телесных наказаний на психику ребенка. Дети, подвергавшиеся телесным наказаниям, демонстрировали более низкий уровень развития исполнительных функций – базовых когнитивных процессов, таких как ингибиторный контроль и когнитивная гибкость, необходимые для регуляции поведения и обучения.

Сцены из мультфильма «Маугли».

Шлепанье — распространенный способ наказанияРодители наказывает детей за провинности. Об оправданности такого подхода ведутся горячие дебаты.

В 2022 году опрос ВЦИОМ проводился среди 1600 участников. показалПятая часть россиян в детстве подвергалась наказанию в виде шлепков и порки ремнем. Сейчас же 76% предпочитают воспитывать детей с помощью слов. 13% опрошенных признались в применении шлепков и подзатыльников, а 7% заявили о наказании детей ремнем.

Специалисты в области психологии и других сферах утверждают, что побои могут причинить не меньший вред, чем другие виды телесных наказаний. Данная тема является предметом многих исследований, однако ранее ученые больше уделяли внимание последствиям для поведенческого развития детей. Связь между побоями и когнитивным развитием изучена недостаточно.

Социолог Джихе Кан решил устранить этот пробел. Jeehye Kang) и профессор психологии Кристина Родригес (Christina RodriguezИз Университета Старого Доминиона (штат Вирджиния, США) в работе опубликованной в журнале Child Abuse & NeglectАвторы подчеркнули, что редкие физические воздействия на ребёнка могут повлиять на его когнитивное развитие.

В ходе исследования ученые проанализировали собранные за длительный период данные. Early Childhood Longitudinal StudyВ рамках исследования наблюдались около 18 тысяч американских детей с детского сада до начальной школы. Для выявления влияния шлепков на три ключевые составляющие исполнительных функций — ингибиторный контроль, когнитивную гибкость и рабочую память — ученые изучили приблизительно 12 с половиной тысяч пяти-шестилетних детей.

Чтобы оценить ингибиторный контроль у детей, то есть способность контролировать импульсивные реакции и выбирать более рациональное поведение при решении задач, опросили воспитателей. Развитие когнитивной гибкости — способности быстро переключаться между задачами — судили по результатам теста на сортировку детьми карточек. Dimensional Change Card SortРабочая память проверялась заданиями из теста на… когнитивныеЭксперименты Вудкока и Джонсона, состоявшие из задания детям воспроизводить числовые последовательности наоборот.

Информация о телесных наказаниях за последнюю неделю поступала от близких детей, главным образом от матерей. Ученые сравнили данные с помощью балансирования, учитывающего энтропию, чтобы исключить искажения. Используемый в статистическом анализе метод позволил убедиться, что наблюдаемые различия между группами детей, подвергавшихся и не подвергавшихся телесным наказаниям, связаны именно с таким воздействием, а не с другими факторами.

Исследование показало, что побои пятилетних детей связаны с более низким уровнем ингибиторного контроля и когнитивной гибкости в шестилетнем возрасте. Связь сохранялась даже при редком применении наказаний. По поводу последствий шлепков для рабочей памяти: после учета искажений связи не подтвердились.

Профессор Кан отметила, что новый анализ не показал влияния на рабочую память, которая важна для исполнительных функций, но это противоречит другим исследованиям. По её словам, причина может быть в очень строгой модели сопоставления в новой работе по сравнению с предыдущими.

Не обнаружен эффект сглаживания в связи с полом ребенка, этнической принадлежностью опекуна или уровнем родительской теплоты.

Работа имеет и ограничения. При анализе не принимались во внимание ненаблюдаемые сопутствующие факторы, например, уровень. насилияВ сообществах, которые влияют на вероятность наказания детей шлепками и их когнитивное развитие.