Руководители, проявляющие излишнее самомнение, часто выбирают на руководящие позиции сотрудников, схожих с ними по характеру. По мнению немецких исследователей, это оказывает неблагоприятное воздействие на эффективность работы коллектива.
Нарциссизм – это черта характера, характеризующаяся самовлюбленностью и преувеличенным чувством собственной значимости. Данное свойство оказывает влияние как на человека, демонстрирующего его, (например, нарциссы могут испытывать трудности в сексуальной жизни), так и на людей, которые его окружают. Особый интерес для ученых представляет взаимодействие с нарциссами на рабочем месте. Так, в НИУ ВШЭ повышенную самовлюбленность начальника в некоторых ситуациях связали с успехом компании, а в Манчестерском университете обнаружили, что она приводит к депрессии у сотрудников.
Специалисты из Университета Эрлангена — Нюрнберга и Технического университета Дортмунда, расположенных в Германии, провели новое исследование, которое показало, что руководители с нарциссическими чертами характера склонны выбирать на руководящие позиции людей, обладающих схожими характеристиками. Результаты этого научного исследования были опубликованы в научной статье опубликовал журнал Southern Management Academy.
В лидерстве нарциссические черты могут проявляться по-разному: от уверенности и харизмы до деструктивной концентрации на собственной персоне и игнорирования нужд окружающих. Для выявления нарциссических моделей поведения, исследователи проанализировали 11 705 профилей руководителей высшего звена из 1500 американских компаний, представленных в LinkedIn.
«Люди с нарциссическими чертами стремятся продемонстрировать публике свое превосходство. Предыдущие исследования указывали на то, что это проявляется, например, в корпоративных пресс-релизах или обращениях к акционерам, — подчеркнул один из участников исследования.
Основываясь на известных методиках, специалисты создали собственную систему для определения степени выраженности нарциссических черт. В результате исследователи изучали следующие данные:
— число фотографий, на которых изображен руководитель (включая обложку профиля: одни использовали собственное фото в качестве аватара, но для обложки выбирали логотип компании или другое изображение, а другие размещали на обложке свое присутствие — обычно, во время какого-либо занятия);
— общий объем текста в разделе «О компании» (по данным предыдущих исследований, нарциссические личности склонны к более подробному самоописанию, включающему хобби и личные предпочтения, вместо простого перечисления ключевых сведений о профессиональном опыте);
— объем информации о профессиональных успехах (как правило, люди с нарциссическими чертами описывают свое карьерное развитие весьма детально);
— объем указанных умений (на основании имеющихся научных сведений, исследователи ожидали, что люди с нарциссическими чертами характера назовут больше навыков, чем другие);
— информация о почетных званиях и наградах, патентах, публикациях, сертификатах, в том числе не относящихся к профессиональной деятельности (исследования демонстрируют, что люди с нарциссическими чертами характера склонны использовать любые возможности для саморекламы).
Проанализировав степень самовлюбленности не только у высшего руководства, но и среди других работников, занимавших руководящие позиции, исследователи выявили определенную тенденцию. Замечено, что чем выше уровень нарциссизма у генерального директора, тем более выраженным он оказывается у вновь назначенных руководителей.
По мнению исследователей, выявленная взаимосвязь оказывает негативное воздействие на устойчивость и эффективность работы коллектива, так как присутствие руководителя с нарциссическими чертами характера приводит к существенному росту текучести персонала. Это обусловлено стремлением каждого представителя с нарциссическими проявлениями в совете директоров к преобладанию над остальными, что провоцирует возникновение разногласий.
По мнению авторов статьи, руководителям организаций следует более пристально изучать изменения, происходящие в коллективах управленцев, и, возможно, скорректировать процедуру выбора менеджеров. В качестве средства, способного положительно повлиять на ситуацию, эксперты предлагают проводить подробную оценку личностных характеристик персонала.