Рукописное письмо – благо для мозга, по сравнению с написанием на компьютере.

Как помните, школьный учитель по русскому языку говорил, чтобы вы писали без ошибок от руки? Норвежские ученые доказали, что он был прав. Письмо от руки активнее использует различные структуры мозга, что приводит к большей мозговой связности и лучшему обучению по сравнению с печатью на клавиатуре.

Почтовое отправление рукописное / © pxhere.com / Автор: Екатерина Лебедева

Цифровые устройства уже несколько десятилетий заменяют ручку и бумагу, поэтому ведение заметок от руки всё чаще встречается в школах и университетах реже. Тем не менее, такой способ фиксации информации улучшает точность правописания и запоминание.

К такому выводу пришлаГруппа исследователей опубликовала свои результаты в научном журнале. Frontiers in PsychologyСтуденты рассматривали лежащие в основе обоих способов письма нейронные сети. Исследование включало 36 студентов университета, чью мозговую активность регистрировали с помощью высокочастотной электроэнцефалографии, измеряющей электрическую активность поверхности мозга с помощью 256 датчиков на голове.

Участникам неоднократно предлагалось писать или печатать слово, отображающееся на экране. При письме использовалась цифровая ручка, при наборе текста — клавиши клавиатуры одним пальцем. Чтобы исключить появление артефактов, вызванных движениями головы и глаз при переключении взгляда между экраном и клавиатурой, вводимые слова не появлялись на экране до завершения их печати.

Исследования выявили, что паттерны связности мозга во время рукописного письма более сложны и разветвлены по сравнению с набором текста на клавиатуре. Такая особенность полезна для обучения, поскольку распространенные мозговые связи играют ключевую роль в формировании памяти и кодировании новой информации.

Ученые обнаружили, что даже при использовании цифровых ручек для рукописного ввода результаты останутся идентичными при применении обычной ручки и бумаги. Такое сходство обусловлено тем, что различия в мозговой активности связаны с более тщательной моторной проработкой букв при письме от руки и большей активностью органов чувств.

Простое движение многократного нажатия клавиши одним пальцем меньше стимулирует мозг. Ученые не уточнили, будет ли результат другим при печати всеми десятью пальцами, – видимо, по их мнению, принципиальной разницы нет.

Эксперименты показали, что использование рукописного письма важно для развития мозга, даже при широком распространении цифровых технологий.

Исследователи отметили важность сбалансированного подхода к цифровым технологиям в современном мире. Обучение детей должно фокусироваться на контексте и задаче: ведение конспектов рукописью помогает усвоению, а длинные эссе удобнее писать на компьютере.