Исследование, проведенное специалистами из Университета Калгари и Университета Торонто (Канада), подтвердило, что наличие братьев и сестер, независимо от их возраста, способствует развитию у ребенка таких качеств, как эмпатия и восприимчивость.
Психологи провели исследование, в котором приняли участие 452 брата, сестра и их матери, представляющие разные этнические группы и имеющие различный социально-экономический статус. Работа над проектом заняла шесть месяцев, а на момент его начала возраст братьев и сестер варьировался от полутора до четырех лет.
Оценку эмпатии и способности к сопереживанию проводили путем наблюдения за поведением и мимикой детей, когда взрослый, находящийся рядом, имитировал сильное расстройство или физическую боль. Для создания такой ситуации родителей просили намеренно сломать предмет, имеющий для ребенка ценность, или удариться коленом о твердую поверхность. Все действия фиксировались на видео, а матери регулярно заполняли специальные опросные листы.
«По мнению одного из авторов эксперимента, сотрудника Университета Торонто Марка Ямбона, первостепенное влияние на поведение детей оказывают родители и старшие родственники. Однако исследование показало, что значимую роль играют также младшие братья и сестры, с которыми можно общаться и играть на равных».
Для обеспечения достоверности учитывались такие факторы, как финансовое положение семьи и применяемые воспитательные методы, однако они не оказывали такого же влияния на эмоциональную реакцию детей, как наличие кровных родственников. Кроме того, исследователи проанализировали гендерные и возрастные особенности участников эксперимента. Результаты показали, что воздействие старших братьев и сестер было более выраженным при значительной разнице в возрасте, а пол практически не оказывал влияния, за исключением одного любопытного момента: младшие братья не изменяли уровень сопереживания старшим сестрам.
Шери Мадиган, один из авторов исследования и доцент кафедры психологии Университета Калгари, полагает, что формирование личности ребенка зависит от всех членов семьи, а не только от старших. Также выяснилось, что процессы становления личности в семье начинаются раньше, чем предполагалось ранее: ранее считалось, что эмпатия развивается в подростковом возрасте.
Психологи считают, что следующим значимым этапом будет выяснение возможности целенаправленного развития эмпатии посредством обучения, а также рассмотрение вопроса о целесообразности участия родителей в детских взаимоотношениях.
Статья опубликована в журнале Child Development.