Ограничение использования гаджетов и просмотра телевизора в свободное время в течение двух недель оказало положительное влияние на поведение и психическое состояние детей. Об этом свидетельствуют результаты недавнего рандомизированного клинического исследования, в котором приняли участие 89 датских семей.
Время, которое дети и взрослые проводят, взаимодействуя с экранами различных устройств, таких как смартфоны и телевизоры, обычно называют экранным временем. В последнее время появляется все больше данных, подтверждающих, что длительное пребывание перед экранами может оказывать негативное воздействие на развивающуюся психику детей и подростков.
Систематический обзор и метаанализ, проведенные на основе 87 научных исследований, позволили выявить значимую связь между продолжительным использованием устройств с экранами и большим количеством поведенческих проблем у детей. Группа медиков из Дании, в состав которой вошли специалисты по детской и подростковой психиатрии, решила экспериментально проверить, как сокращение экранного времени скажется на поведении и психике детей. Статью об исследовании опубликовал журнал JAMA Network Open.
Семьям с детьми в возрасте от 6 до 10 лет, проживающим в Южной Дании, была предложена возможность участия в клинических испытаниях. Ранее эти семьи уже принимали участие в другом исследовании, которое было посвящено изучению семейных привычек, связанных с использованием экранных медиа.
В итоговую выборку вошли 89 семей, в которых насчитывалось 181 ребенок. Семьи были случайным образом распределены на экспериментальную и контрольную группы. Экспериментальная группа включала 45 семей с 86 детьми (42 девочки и 44 мальчика), чей средний возраст составил 8,6 года (стандартное отклонение – 2,7 года). Контрольная группа состояла из 44 семьи с 95 детьми (57 девочек и 38 мальчиков) со средним возрастом 9,5 лет (стандартное отклонение – 2,5 года.
Эксперимент продолжался две недели. В течение этого периода участники группы вмешательства – все дети и, по возможности, все взрослые члены семьи (минимум один взрослый) – должны были отказаться от использования смартфонов и планшетов, получив взамен обычные кнопочные телефоны. Участникам было предложено значительно сократить время, проводимое перед экранами в свободное время – до трех часов в неделю или меньше, и вести записи о каждом таком случае.
Установленные ограничения на время использования экранов не касались случаев, когда устройства использовались для учебных целей или выполнения других необходимых задач, так как такое время не относилось к свободному. В каждой семье на видном месте развесили плакаты, напоминающие об участии в эксперименте, за которое полагалась оплата в размере 70 евро (что эквивалентно 6750 рублям).
Организаторы эксперимента подчеркнули, что для обеспечения соблюдения установленных условий применялись программы мониторинга. Специализированный скрининговый опросник был использован для оценки изменений в психическом состоянии и поведении детей Strengths and Difficulties Questionnaire (SDQ). Родители заполняли анкеты онлайн в начале исследования и через две недели методику применяют для выявления детей и подростков с пограничными нервно-психическими расстройствами.
Представители второй группы демонстрировали типичное поведение при использовании гаджетов и других медиаформатов, но, подобно участникам первой группы, прошли необходимое тестирование. Впоследствии, собранные данные были проанализированы с применением статистических методов.
У детей, участвовавших в эксперименте, поведение улучшилось, а проявления эмоциональных трудностей и сложностей в общении с ровесниками уменьшились. Это подтверждается результатами проведенных тестов выражалось в изменении показателей с пограничных до нормальных.
Исследователи не изучали, какие факторы обуславливают положительное воздействие ограничения экранного времени на детей. Предполагается, что эффект может быть связан с тем, что у детей появляется больше времени для личного общения с друзьями, одноклассниками и родственниками, поскольку они стали меньше времени проводить за гаджетами.
Ранее американские медики предупредили, согласно результатам исследований, увеличение времени, проведенного перед телевизором в раннем детстве, может повысить вероятность развития атипичного сенсорного восприятия, которое проявляется в необычных реакциях на сенсорные стимулы. Подобное поведение нередко встречается у людей с расстройствами аутистического спектра.
В другом исследовании японские ученые увидели связь между экранным временем и задержкой развития у маленьких детей.