Культурный контекст влияет на выбор в моральной дилемме вагонетки

В обществах, придерживающихся традиционных ценностей, люди реже готовы принести одного человека в жертву ради блага нескольких.

Согласно исследованию, руководителем которого выступил Эдмонд Авад из Университета Эксетера, культурные особенности оказывают влияние на то, как человек воспринимает мысленный эксперимент, известный как проблема вагонетки. Именно это различие определяет реакцию людей из разных стран на ситуацию, когда требуется принести в жертву одного человека, чтобы спасти группу. О результатах исследования сообщается в опубликованной статье опубликована в издании Proceedings of the National Academy of Sciences.

Изначально мысленный эксперимент о вагонетке был предложен философом Филиппой Фут в 1967 году. Вспомните ситуацию: неуправляемая вагонетка быстро несется по рельсам и вы имеете возможность перевести стрелку. На одном из возможных путей движения вагонетки находятся пять человек, которые оказались «связанными эксцентричным философом». На другом пути находится всего один человек, который также не может избежать опасности.

Авторы провели исследования, в которых приняли участие 70 тысяч человек из 42 стран. Большинство из опрошенных (81 процент) выразили готовность изменить траекторию движения вагонетки, чтобы спасти пять человек, направив её на путь, где находится один человек. В модифицированной версии мысленного эксперимента, где жертву предлагалось сбросить с моста на рельсы, половина испытуемых согласились на такой шаг ради спасения пяти человек.

В Японии, Корее и Китае наблюдалось значительно большее число людей, не готовых жертвовать одним человеком ради спасения пяти – особенно если этот человек был знаком с респондентом, в то время как остальные пятеро были незнакомы.

Ученые объясняют это тем, что в государствах с традиционным обществом люди склонны оставаться в рамках небольших, сплоченных групп и испытывают сложности при установлении контактов за их пределами. В Западной Европе и Северной Америке, где гораздо проще находить новые социальные группы и интегрироваться в них, респонденты продемонстрировали большую адаптивность в мышлении.

Авторы провели работу, которая представляет ценность не только с теоретической точки зрения. Полученные в результате исследования данные, а также результаты сопоставимых работ, могут оказать значительное влияние на прогресс в области искусственного интеллекта. В частности, при разработке программного обеспечения для автопилотов это позволит учитывать общественное мнение относительно того, как беспилотные транспортные средства оценивают риски при движении, что поможет уменьшить потенциальный ущерб от аварий.