Американские нейробиологи обнаружили, что чувствительность мозга подростков к вознаграждению связана с социально-экономическими условиями их детства. Чем беднее семья, тем меньше поощрений требуется для развития мотивации у человека.

Вознаграждение и одобряющее поведение – ключевые факторы мотивации. Изучение формирования этих явлений достаточно полно, но взаимосвязь с социально-экономическим положением мотивируемых, особенно подростков, остается недостаточно изученной. Нейробиологи из Массачусетского технологического института, Орегонского, Йельского и Колумбийского университетов (США) стремятся заполнить этот пробел. представив выводы своего исследования в журнале Neuroscience.
В эксперименте приняли участие 114 детей в возрасте от двенадцати до четырнадцати лет (из них 58 девочек). Участники принадлежали к различным слоям населения, которые определялись уровнем дохода семьи и образованием родителей. Ученые попросили детей поиграть в игру под наблюдением фМРТ. Испытуемых показывали серию чисел от одного до девяти и просили угадать, будет ли следующее число меньше или больше пяти. За каждый правильный ответ участникам давали один доллар, за неверный — убирали 50 центов.
Подростки не знали, что игра была специально настроена: ученые могли управлять количеством верных и неправильных ответов. Благодаря этому смоделировали ситуацию, где у каждого участника был похожий опыт, и все выиграли одинаковую сумму денег (вдобавок к стипендии, которую каждый получал за участие в исследовании).
В период интенсивных выигрышей участники быстрее реагировали на происходящее, стремились назвать как можно больше верных ответов.
Активность полосатого тела в мозге участников повышалась при частых вознаграждениях, в отличие от периодов с их редким получением. Интересно, что этот эффект наблюдался у подростков из обеспеченных семей более выраженно, чем у детей из малообеспеченных.
Социально-экономический статус связан с количеством вознаграждений, получаемых в течение жизни. Возможно, множество таких наград активирует поведение, направленное на получение еще большего числа вознаграждений, и настраивает мозг на повышенную чувствительность к поощрениям. В среде с ограниченным числом поощрений ваш мозг может со временем становиться менее чувствительным к ним, — считает Александра Декер из Массачусетского технологического института, автор работы.