Обсуждение ценностей помогло участникам дебатов найти общий язык

Согласно исследованиям, размышления о личных ценностях перед участием в дебатах способствуют большей восприимчивости к альтернативным точкам зрения и повышают толерантность между участниками. Эксперты полагают, что это указывает на возможное недооценивание широты взглядов в обществе, и результаты работы могут быть применены при создании образовательных методик.

Согласно исследованию, проведенному специалистами в области философии, психологии и лингвистики из Кардиффского университета и Университета Бата (Великобритания), предварительные размышления о личных ценностях могут способствовать большей открытости к мнению других и готовности к продуктивному диалогу. Статья с работой опубликована в журнале Royal Society Open Science.

В исследовании приняли участие 303 человека, которые были разделены на небольшие группы. Участникам предложили обсудить достоинства и недостатки платного обучения. До начала дискуссий половину участников попросили записать свои жизненные ценности на бумаге. Психологи наблюдали за ходом дискуссий.

Анализ результатов исследования выявил, что рассмотрение личных ценностей способствовало большей терпимости к чужому мнению: участники реже воспринимали свою позицию как единственно верную и более внимательно относились к точкам зрения других людей. Более того, примерно 60% участников, размышлявших о своих ценностях, демонстрировали более высокую готовность к поиску компромиссов, чем испытуемые из контрольной группы).

Авторы оценивают полученные результаты как позитивные. Они полагают, что если бы люди обдумывали свои приоритеты перед началом обсуждения, дискуссии в онлайн- и офлайн-средах могли бы стать более продуктивными и уважительными.

Оценки поляризации мнений в обществе могут оказаться завышенными. Ранее проведенные исследования, в частности, работы ученых из Университета Бата (2019 год), продемонстрировали, что люди на самом деле более согласованы в своих убеждениях и ценностях, чем это обычно представляется в средствах массовой информации.

Сейчас ученые намерены установить, применимы ли эти же принципы в онлайн-коммуникации и могут ли размышления о ценностях уменьшить уровень агрессии в социальных сетях. Авторы полагают, что их исследование будет полезно при создании образовательных программ в школах и университетах, поскольку стратегии, основанные на принятии и открытости через выражение личных ценностей, повышают способность людей к обучению друг у друга.