Размышления о жизненных ценностях способствовали конструктивности дебатов.

По pondering собственных жизненных ценностей перед дебатами, участники демонстрируют большую открытость чужим мнениям и терпимость друг к другу, как установили учёные. Это может свидетельствовать о преувеличении разнообразия взглядов в обществе, а результаты работы исследователей могут быть применены при создании образовательных программ.

© Flickr / Автор: Ольга Кузьмина

Философы, психологи и лингвисты из Кардиффского и Батского университетов выяснили, что размышления о жизненных ценностях перед дебатами повышают готовность людей слушать других и вести конструктивный диалог. опубликованаВ журнале «Королевское общество открытые науки».

В исследовании приняли участие 303 человека, которых разделили на группы. Участникам предложили обсудить плюсы и минусы платного обучения. Перед дебатами половине из них поручили записать на листе свои жизненные ценности. Психологи наблюдали за ходом дискуссий.

Исследование показало, что размышление о ценностях сделало людей более терпимыми к чужим точкам зрения. Участники реже считали свое мнение единственно верным и уделяли внимание взглядам других. Приблизительно 60% участников, которые задумывались о своих ценностях, проявляли повышенную активность в поиске компромиссов по сравнению со средним результатом испытуемых контрольной группы.

Авторы считают полученные результаты весьма оптимистичными. Согласно авторам, если люди задумывались бы о своих ценностях перед началом обсуждений, дискуссии как в онлайн-, так и в офлайн-форматах могли бы быть более конструктивными и дружелюбными.

Поляризация мнений в обществе может быть завышена. Об этом свидетельствуют исследования команды ученых из Университета Бата 2019 года, которые показали, что люди чаще согласны с друг другом в убеждениях и ценностях, чем это показывают СМИ.

Исследователи планируют проверить действуют ли эти же принципы при общении в интернете и могут ли рассуждения о ценностях снизить уровень агрессии пользователей социальных сетей. Учитывая, что стратегии, способствующие принятию и открытости через утверждение собственных ценностей, улучшают способность людей учиться друг у друга, авторы полагают, что результаты их работы будут актуальны при создании образовательных программ в школах и университетах.