Неожиданность сильно влияет на то, как мы запоминаем информацию.

Бывает, люди говорят: «Всё было совсем не так!», обсуждая с родственниками детские или прошлые события. Память может быть ненадежна, и иногда мы не только забываем важные детали, но и придумываем что-то новое. Такие ошибки памяти называются ложными воспоминаниями.
Память человека отличается от памяти компьютера или видеозаписи: при воспоминании информация перестраивается в мозге, что иногда приводит к изменениям. Что же вызывает такие трансформации памяти в нашем организме?
Ученые из Университета Дьюка проверили возможность вызвать воспоминания о событиях, которые никогда не происходили. Proceedings of the National Academy of Sciences.
В лабораторию МРТ пригласили два десятка человек для просмотра семидесяти коротких видеороликов, подобных тем, что демонстрируются на фестивалях рекламы или короткометражных фильмов. На следующий день участников попросили снова просмотреть ролики, но теперь половину прерывали в кульминационный момент без предупреждения.
Участники восприняли событие как сюрприз. Любая неожиданность в мозге запечатлевается выбросом таких нейротрансмиттеров, как дофамин, ацетилхолин и норэпинефрин, что способствует более детальной запоминаемости. На третий день испытуемых спросили о подробностях сюжета видео. Большая часть респондентов дополнила содержание прерванных роликов, формируя ложное воспоминание о просмотреном клипе.
Учёные изучают процессы в мозге при неожиданных событиях, например, прерывании видео в важной точке. Внимания привлекает гиппокамп — область височной доли мозга, отвечающая за переход информации из кратковременной памяти в долговременную.
Когда участники досматривали видео до конца, активность гиппокампа оставалась постоянной. После того как видео прерывалось посередине, стабильность паттернов активности нарушалась, словно переход в другой режим, который позволял обновить содержание запомненной информации.
Чем нестабильнее был паттерн прерываний, тем больше люди склонны были создавать ложные воспоминания. Чаще всего создавались по принципу похожести, например, семантической: заменялись фрагменты в одном видео о спорте эпизодами из другого.