Психологические эксперименты продемонстрировали, что люди чаще принимают авантюрные решения в области финансов, когда находятся на верхних этажах сооружений.

Американские ученые утверждают, что сотрудники офисов на верхних этажах бизнес-центров чаще принимают рискованные финансовые решения. Такая связь может быть опасна для инвесторов, доверяющих управление активами специалистам, например, сотрудникам хедж-фондов. опубликовано в журнале Journal of Consumer Psychology.
Финансовые решения часто подвержены влиянию разнообразных внешних факторов. пришли к выводуЯркость света в помещении влияет на склонность к рискованным сделкам.
В исследовании авторы изучили данные о 3147 хедж-фондах с совокупным капиталом более 500 миллиардов долларов. Ученые сравнили волатильность фондов за 2013 год с данными об этаже, на котором расположен офис организации. Самый высокий из исследованных офисов находился на 96-м этаже, а самый низкий — на первом. Авторы обнаружили слабую, но значимую корреляцию между волатильностью и высотой этажа: чем выше располагался офис, тем выше риск инвестирования в фонд.

Главный автор исследования – Сина Эстеки из Университета Майами.
Затем ученые провели несколько экспериментов. Ученые попросили 116 добровольцев принять решение, связанное с финансовым риском, во время поездки в стеклянном лифте между первым и 72-м этажом небоскреба вверх или вниз. Те, кто ехал вверх, чаще выбирали более рискованное решение. Во втором эксперименте 38 добровольцам предложили сыграть в игру: представить, что им вручили определенную сумму денег и дали возможность инвестировать часть средств, а другую часть — оставить себе. В лифте, который ехал с нижних этажей на верхние, люди «инвестировали» большую часть гипотетических денег. В третьем эксперименте 144 добровольцам нужно было принять десять финансовых решений, находясь на первом или четвертом этаже здания. Участники из второй группы также выбирали рискованные стратегии.
Ученые считают, что верхние этажи вызывают подсознательные ассоциации властью и влиянием, побуждая людей больше рисковать финансово. Эффект исчезает, когда участники не знают своего этажа: например, в помещении без окон. Этажность также не влияет на решение, если о «риске высоты» предупреждают добровольцев. Ученые предполагают, что будущие исследования покажут, может ли этажность повлиять на решения других специалистов с большой ответственностью — например, врачей при постановке диагнозов.
Ранее ученые установилиМожно предугадать возможность финансовых кризисов, изучая мозг участников рынка финансов.