Неожиданный эффект: антитабачные плакаты спровоцировали интерес к курению у подростков

В ходе исследования, охватившего 441 подростка, было установлено, что тревожные изображения, размещенные на плакатах и упаковках сигарет, способны побудить к началу курения у отдельных представителей этой возрастной группы.

В ходе исследования, проведенного американскими учеными с участием 441 подростком, было установлено, что пугающие изображения, используемые на антитабачных плакатах и упаковках сигарет, могут оказывать противоположный эффект. Специалисты полагают, что подобные визуальные образы способны побудить к курению подростков, которые и так подвержены риску развития зависимости.

В рамках эксперимента исследователи воссоздали обстановку, имитирующую интерьер небольшого магазина на заправочной станции, где предлагались товары первой необходимости. Подростки в возрасте от 11 до 17 лет прошли анкетирование, оценивающее их отношение к курению и предрасположенность к началу курения. Перед началом исследования курение пробовали 5% участников, а у 20% был зафиксирован повышенный риск развития склонности к курению.

Подросткам полагалось по 10 долларов, которые они могли потратить в специально организованном «магазине». Участников исследования разделили на четыре группы. Для первой группы пугающие плакаты были размещены рядом со стойкой сигарет в торговом зале, для второй – у кассового узла. Третья и четвертая группы посетили «магазин» без антитабачных постеров. По окончании эксперимента участники снова заполнили анкету. Заметное увеличение вероятности развития вредной привычки наблюдалось только у подростков, которые изначально относились к группе повышенного риска (20% участников исследования). На остальных посещение «магазина» не оказало влияния. Их уровень риска не изменился, вне зависимости от наличия антитабачных плакатов и места их расположения.

По мнению авторов исследования, полученный результат может быть обусловлен защитным механизмом, формирующимся у подростков, входящих в группу риска. Этот механизм, возможно, побудил детей преуменьшать вред курения для здоровья. Кроме того, броский плакат с изображением разрушенных зубов мог привлечь внимание к месту продажи сигарет.

Ученые предостерегают от поспешных заключений. В исследовании участвовало ограниченное число добровольцев, применялся лишь один плакат. Кроме того, не все подростки, выразившие желание попробовать сигареты, начинают курить – у значительной части они так и не пробуют или ограничиваются разовой попыткой. Также многие эксперты указывают, существует вероятность искажения результатов опросов подростков, поскольку некоторые респонденты могут стремиться ввести исследователей в заблуждение. Так, в ряде исследований выяснилось, что одни и те же дети дают различные ответы на одни и те же вопросы, в зависимости от того, проводятся ли исследования в исследовательском центре или на дому.

Статья опубликована в журнале Nicotine & Tobacco Research.

Ранее исследователи обнаружили область мозга, которая затрудняет отказ от никотина.