С весны прошлого года российские школьники и родители столкнулись с двумя тревожными словами: «дистанционное обучение». Что положительного и отрицательного можно сказать об этой форме образования, и есть ли шанс на переход к такому типу учебы в будущем? «Naked Science» попытается разобраться.

Весна 2020 года стала испытанием для детей, родителей и педагогов, а также для всей системы школьного образования. Полагаю, это испытание мы так и не преодолели. Уже в начале апреля, всего через десять дней после начала дистанционного обучения, родители стали массово подписывать петиции против него, разделяя тревожные сообщения о том, что теперь обучение будет происходить только онлайн навсегда.
В интернете появились шутки, например «Дуб, дуб, я – береза» или «Когда выучите информатику, тогда и клавиатуру дадим», четко показывающие проблемы такого подхода к учебе. Родители, работающие удаленно, не могли разделить единственный в семье компьютер (некоторые вообще его не имели) даже на одного ребенка, а уж тем более на двоих. Те же родители, кто продолжал ездить на работу, никак не могли проконтролировать и помочь своим детям, которым резко стало труднее учиться.
Вне зависимости от степени «оглупления», дети, родители и педагоги оказались не готовы к внезапному переходу на удаленку. Техническая составляющая также была не готова: сайт «Дневник.ру» не был рассчитан на такой огромный поток пользователей. В первую неделю ресурс просто «лежал», ученики не могли узнать задания или войти в онлайн-урок через Skype или другие программы видеоконференций. Из-за этого родители, работая и так без перерыва, вынуждены были прямо во время работы пересказывать своим детям сообщения от учителей в мессенджерах.

Последние, особенно пожилые, освоили минимальный курс компьютерной грамотности в кратчайшие сроки. Весело было всем. В Белоруссии педагоги работали в две смены: очное обучение не отменили, большинство родителей оставили детей дома. Поэтому учителя обучали и тех, кто ходил в школу, и тех, кто в нее не ходил. За дополнительные дистанционные уроки никто платить не собирался – проработали всю последнюю четверть за «спасибо».
В августе двадцать первого года все с тревогой ожидали объявления о новом «круге ада», когда страну вновь отправят на удаленку. Однако в начале осени Министерство образования России проявило снисходительность к широким народным массам, поэтому дети пошли в школу обычным порядком. Теперь мы знаем, что дистанционное обучение может возобновиться в любой момент.
Удобно, но не всем
Проведем анализ: так ли страшен дистанционный формат обучения, как его представляют? Нет, не настолько. Похоже, это верно лишь для старшеклассников и студентов, для которых дистанционная форма изначально и была разработана – с учётом их психофизиологической подготовки, а также способностей и навыков. И для них плюсы дистанционного обучения очевидны – об этом знают все, кто учился в вузе заочно.
Рассмотрим: доступная стоимость (не нужно оплачивать аренду аудитории и время преподавателя), относительно свободный график, отсутствие привязки к местонахождению вуза, возможность устанавливать индивидуальный темп обучения, есть возможность повторно ознакомиться с пройденным материалом (видеолекциям или презентациям), можно задать вопрос преподавателю и практически со стопроцентной вероятностью получить ответ.

Чтобы учиться таким образом, нужно много мотивации и самодисциплины, которая обычно формируется годами и присутствует не у всех взрослых людей. Не зря существует мнение о том, что к прокрастинации – патологическому откладыванию важных дел – склонны около 20 процентов взрослого населения и около 30 процентов студентов. Уровень прокрастинации у детей может быть еще выше. Все знают, что многие родители (как и учителя) вынуждены постоянно подталкивать своих чад к учёбе.

Дистанционное обучение создает иллюзию свободы – почву для неокрепшего разума, который стремится сбросить с себя путы учебы. Без контролирующих взрослых далеко не каждый ребенок способен взять себя в руки. Данный «дар» на данном этапе развития доступен единицам. Нейробиологам известно, что успешно изучить школьную программу способны всего три-пять процентов учеников, особенно это касается начальных классов. Подавляющее большинство детей просто неспособно должным образом концентрировать свое внимание, не имеет навыков самоорганизации и самоконтроля.
Некоторые учащиеся очень ценят непосредственное общение с учителем и сверстниками. Пример педагога может мотивировать ребенка к изучению предмета, даже если тот раньше им особо интересоваться не проявлял. Вместе с тем, данный пример может демотивировать ребенка, даже если этот предмет для него был любимым. Учителям в такой ситуации непросто, поскольку контроль за изучением материала падает быстро.
Педагог не видит, что делает ученик во время онлайн-урока. Особенно сложно, например, при пересказе стихотворений, ведь учащийся может читать по бумажке или вовсе отказаться включить видео, сославшись на неисправную камеру.
Причем здесь психотерапия
В психотерапии понятие границ означает то, что пациент приходит в кабинет в определенное время и место. Люди, далекие от психологии, редко задумываются о том, что это обстоятельство также оказывает терапевтический эффект, поскольку порождает привычку к рефлексии и предсказуемости терапевта: клиент знает, что один и тот же человек (терапевт, с которым пациент бессознательно ассоциирует родителя) ждет его в определенное время в определенном месте. В долгосрочной перспективе такая терапия оказывает значительный эффект на людей, выросших в условиях психологической и физической нестабильности (например, в семьях алкоголиков, когда ребенок часто не знал, что его ожидает в следующую минуту, как еще поступит его пьяный отец или мать), – он получает эмоциональный опыт стабильности.

Школа, вуз, рабочее место или дом устанавливают сходные границы. Люди, впервые перешедшие на удаленную работу во время пандемии, ощутили эффект «смешения» этих границ. В доме надеваем халат, смотрим сериалы, готовим ужин, спим или разговариваем по телефону, а на работе – сидим у компьютера, общаемся с коллегами, звоним клиентам, спускаемся в курилку, берем любимую кружку в столовую и носим официальную одежду. Этим и являются границы – то, что называет народ «рабочим настроем». И в школе он, безусловно, свой. Там нет теплого одеяла, любимых игр на компьютере и ароматных булочек от мамы.
Рамки четко разделяют сферы: школа – учеба, офис – работа, дом – отдых. По этой причине дома работать и учиться тяжело без навыков. Добавим временные границы: на работе с девяти до шести, в школе с утра до обеда. Дома установить такие рамки сложно многим взрослым, не говоря уже о детях. Для этого нужна сила воли и отсутствие прокрастинации (может быть вызвана разными причинами, от отсутствия мотивации и перфекционизма до страхов). Переход к новому режиму требует времени и плавности, как было весной 2020 года.
Из первоклашек – в студенты
Программа обучения должна быть приспособлена для дистанционного формата и предусматривать плавный переход из очного в заочный вид преподавания. Ученик не сможет мгновенно изменить себя: дома ему хочется поспать дольше, завтракать медленно, включать компьютер и вместо уроков пользоваться социальными сетями или играми (ведь рядом нет педагога, который заставит открыть учебник), а потом заниматься лишь с трудом, постоянно отвлекаясь на домашние дела.
Освоение программы часто вызывает большие трудности даже при непосредственном участии учителя. Некоторые дети и при помощи педагога не могут понять химии или физики, что уж говорить о самостоятельном изучении. Ученики с пробелами в пройденном материале сталкиваются с ещё более сложной задачей. Родители, как правило, не способны объяснить школьные предметы без соответствующей подготовки: одни не обладают достаточными знаниями, другие – умением их доходчиво излагать, третьи – и тому и другому.

Руководитель подталкивает к выполнению работы, из-за чего большинство испытывает стресс и не справляется с задачами. Учителя обязаны дать ученикам весь объем программы, который планировался для очного обучения. В результате прилежные дети вынуждены учиться по 12 часов в сутки, а нерадивые – бросить учёбу. Во время пандемии, видимо, на местах быстро поняли эти проблемы и дали неофициальную указание некоторым школам завышать оценки за четвертую четверть этого учебного года.
А что, если…
Детский возраст имеет и другие особенности, которые нельзя игнорировать. С шести до двенадцати лет детям нужна большая группа сверстников вне семьи. Это период активной социализации, критически важный для дальнейшего развития человека. Длительное одиночество может негативно сказаться на ребенке, а восполнить упущенное время будет чрезвычайно сложно. Кроме того, школьники (особенно младшие) не всегда понимают зачем им учиться. Понимание искажено: в лучшем случае учатся «для родителей» или чтобы получить похвалу.

Маленькие дети не способны оценить значение учебы для будущей жизни, потому что просто об этом не думают и по причине возраста живут настоящим моментом. Если у вас есть ребенок, то вы знаете, что один час без мамы может показаться ему целой вечностью. Чем он младше, тем ярче проявляется эффект «здесь и сейчас», тем меньше смотрит в будущее, тем сложнее понять зачем взрослые каждый день заставляют решать скучные задачи или запоминать правила. Понятно, что при таких обстоятельствах о самомотивации говорить сложно – как требовать от пятилетнего рассудительности взрослого: он не может ею обладать из-за возраста и отсутствия психофизиологической базы.
В связи с этим можно предположить, что дистанционное обучение, хоть и экономит государству средства на образовании, всё же не станет постоянным форматом. Ведь существуют стандарты по психологической и физиологической подготовке учеников. Для такого перехода возможно потребуется создать специальную систему подготовки к обучению подобного рода. По крайней мере, это касается младших классов.
В этом случае без работы или с сокращенной оплатой останется большое количество учителей, а качество образования не улучшится. Разница в уровне подготовки между очными и заочными студентами уже сейчас ощутима. Максимум, что возможно — дистанционное образование учеников старших классов, но даже в таком случае переход к этому формату должен быть медленным и продуманным.