Психологи: зрительный контакт не так важен, как думают.

Несмотря на устоявшийся стереотип, люди показали малую чувствительность к прямому взгляду в глаза во время беседы.

©Wikipedia / Автор: Павел Сорокин

Зрительный контакт «глаза в глазаСчитают важнейшим инструментом эффективной коммуникации. Новые эксперименты ученых из австралийского Университета Эдит Коуэн готовы опровергнуть этот психологический стереотип. По данным эксперимента, с тем же успехом смотреть можно и на ухо, и на лоб, и на любую другую область головы.

Ведущий автор работы Шейн Роджерс считает это хорошей новостью для всех, кому неудобно и тревожно смотреть прямо в глаза. «В западных культурах стабильный визуальный контакт считается ключевым коммуникативным навыком, — говорит доктор Роджерс. — Однако данное представление не подтверждается научными данными». статье, опубликованной в журнале Perception.

Простой эксперимент заключался в серии коротких диалогов по четыре минуты. Исследователь разговаривал с каждым из почти 50 добровольцев. В ходе беседы исследователь и собеседники использовали очки Tobii для отслеживания направления взгляда. В половине случаев исследователь смотрел собеседнику в глаза, а в другой половине — на его рот.

После беседы добровольцы заполнили опросник. Он помог ученым выяснить, насколько им понравился диалог и насколько они были внимательны и заинтересованы собеседником. В результате не обнаружилось разницы между группами. Более того, участники, которым во время разговора в глаза вовсе не смотрели, совершенно не ощущали недостатка внимания со стороны собеседника.

Человеческая реакция на точное место сосредоточения взора партнера по разговору на лице недостаточно заметна. резюмируетШейн Роджерс. — Прямой взгляд в сторону лица уже считается контактом «глаза в глаза». Так что не мучайтесь поисками глаз в своей аудитории, смотрите просто на лицо — и позвольте иллюзии контакта глаз выполнить работу за вас.