Австралийские ученые провели исследование старшеклассников в условиях реального тестирования по естественным наукам и выделили четыре типа, основываясь на их психофизиологических реакциях.
Ранее проведенные исследования указывали на то, что отношение учеников к тестам и экзаменам может оказывать влияние на их успехи в обучении. Это объясняется тем, что размышления о собственной личности, грядущих проверках знаний и возможных последствиях их результатов способны оказывать влияние на мотивацию и концентрацию во время испытаний.
Обычно в подобных научных исследованиях студентов разделяли на две группы. Первая группа относилась к тестам и экзаменам как к преодолеваемым задачам, а вторая – воспринимала их как непосильную угрозу.
Некоторые авторы статей указывали на то, что данный подход является излишне обобщенным и не способствует созданию эффективных мер психологической поддержки для студентов и школьников. Вклад в решение вопроса недавно внесла группа специалистов в области образования и психологии из Австралии. В новой работе, публикация о которой вышла в издании Journal of Educational Psychology, в ходе исследования, участники изучили старшеклассников в период проведения тестов по естественным наукам.
В рамках масштабного проекта, посвященного вовлечению школьников в изучение естественных наук, в эксперименте приняли участие 244 ученика (мальчики и девочки) 8-10-х классов из трех школ Сиднея. Исследование предполагало сбор информации, касающейся различных психологических и образовательных факторов (с помощью опросников и анкет), регистрацию активности мозга (с использованием электроэнцефалограммы) и отслеживание физиологических реакций на стресс (на основе кожно-гальванической реакции, которую фиксировали с помощью носимых устройств).
По словам ученых, это крупнейшее на сегодня исследование такого рода, которое проходило не в лабораторных условиях с помощью фМРТ, а в реальной учебной обстановке. У старшеклассников во время тестирования на запястьях находились браслеты, регистрирующие биометрические показатели и активность потовых желез. Сниженная электродермальная активность говорила о более спокойном и позитивном настрое, а повышенная — о стрессе.
Для записи ЭЭГ испытуемым надевали гарнитуру, позволяющую регистрировать альфа- и тета-ритмы, на основе которых оценивались концентрация внимания и нагрузка на рабочую память в процессе тестирования. Когнитивные функции, такие как концентрация внимания и рабочая память, могут быть нарушены под воздействием стресса и чувства угрозы.
Во время тестирования старшеклассников должны были указать степень своей уверенности, выразить обеспокоенность по поводу результатов и отметить страх неудачи.
Используя статистические методы для анализа полученных данных, исследователи выделили четыре группы учащихся, основываясь на их психофизиологических реакциях во время экзамена (тестирования).
В первую группу, объединившую около 27% участников исследования, были включены школьники, которые без труда справились с тестом и демонстрировали уверенность в себе. Они не выражали сомнений и сообщали о незначительной тревожности. Кроме того, у них были зафиксированы хорошие показатели концентрации внимания и рабочей памяти, а данные, полученные с браслетов, указывали на их спокойное состояние.
Вошедших во вторую группу (8% выборки) также описали как уверенных в себе, но с несколько более низкими показателями. У них не было отмечено повышенной тревоги, несмотря на это, отдельные показатели свидетельствовали о наличии признаков психологического напряжения. Данные электроэнцефалографии демонстрировали повышенную активность, связанную с рабочей памятью, что говорило о необходимости больших усилий при прохождении тестирования.
Представители третьей группы (27% старшеклассников) были обозначены как «боязливые». Они демонстрировали неуверенность в себе и испытывали высокую тревожность. Показатели браслетов указывали на наличие стресса, а анализ мозговой активности выявил недостаточную концентрацию внимания на тесте, который они воспринимали как потенциальную угрозу, а не как задачу, посильную для решения.
В качестве последней, самой большой (38%), исследователи выделили группу «амбивалентов», демонстрирующих двойственную позицию. У старшеклассников, входящих в эту группу, по всем ключевым показателям наблюдались умеренные результаты, что не дало возможности однозначно определить, воспринимают они тест как угрозу или как возможность проявить себя.
Сравнив результаты тестирования с общей успеваемостью школьников, исследователи пришли к выводу, что наиболее успешно справлялись с контрольными работами учащиеся из первой группы. Участники второй группы также показали хорошие результаты, в отличие от представителей двух других категорий. Старшеклассники с амбивалентным профилем продемонстрировали результаты, которые были ощутимо ниже, а у «боязливых» они оказались наименее удовлетворительными, что соответствовало ожиданиям.
По мнению исследователей, уверенность в собственных силах, способность преодолевать беспокойство и сохранять концентрацию внимания на поставленных задачах являются ключевыми факторами, определяющими вероятность достижения успеха.
Педагогам рекомендовали обучать школьников методикам, данная программа ориентирована на повышение самооценки и уменьшение тревожности. Для проведения тестов рекомендуется выбирать задания, которые проверяют знания и обладают достаточной сложностью, но при этом не требуют чрезмерных затрат сил. Это позволит учащимся чувствовать себя более уверенно на последующих, более важных экзаменах.