Как психологи объясняют феномен популярности музыки

Не все музыкальные композиции достигают вершин хит-парадов и становятся популярными. Но что объясняет, почему одни треки быстро завоевывают признание публики и транслируются повсеместно, а другие остаются в тени? Психологи провели исследование, чтобы определить, какие характеристики делают музыкальное произведение запоминающимся для слушателя.

«Будь проще, и люди к тебе потянутся» — гласит поговорка. Подобный принцип актуален и в рекламе, и при создании инструкций: чем легче читать шрифт и чем больше в тексте поясняющих иллюстраций, тем проще потребителю воспринимать информацию и тем охотнее он купит приглянувшийся товар.

Не миновало это правило и музыку. Исследователи из Университета Кертина (Ученые из Австралии проанализировали 271 песню, вышедшую в Великобритании в период с 1999 по 2014 год чарте. Их внимание было сосредоточено на скорости обработки текста песни, то есть на том, насколько легко и оперативно наш мозг воспринимает представленную информацию. Это непосредственно сказывается на восприятии — информация кажется «сложной и утомительной» или «простой и энергичной».

Для анализа текстов песен была использована компьютерная программа, которая определяла их читаемость, наличие рифм и общий уровень сложности. Позиция песни в еженедельных чартах и длительность её пребывания в этих чартах использовались исследователями для оценки её популярности.

Анализ показал, что чем легче слушателю давалось понимание текста песни, тем выше она поднималась в музыкальных чартах. Однако, связь между простотой восприятия и продолжительностью популярности не прослеживается: песни с понятным текстом быстро становились хитами, но столь же стремительно уходили из топов.

Ученые также определили два ключевых компонента, определяющих успех популярных песен: использование максимально гармоничных рифм («земле» — «корабле») и простота текста. Песни, обладающие этими характеристиками, с наибольшей вероятностью становятся хитами, хотя, как предполагают исследователи, слишком простые тексты быстро наскучивает слушателю, после чего композиция теряет популярность, уступая место следующему шлягеру.

В дальнейшем ученые намерены проанализировать и другие музыкальные произведения, чтобы установить, применимо ли принцип «простота – залог успеха» к творчеству «Битлз», которое остается популярным по сей день.

Исследование опубликовано в журнале Psychology of Music.