Как косметологические процедуры влияют на восприятие женской привлекательности: исследование психологов

Обращение к косметологическим процедурам обусловлено желанием людей улучшить свою внешность. Психологи считают, что это связано со стремлением произвести хорошее впечатление и получить выгоду в различных сферах жизни – в общении, личных отношениях и карьере. Но в какой степени результаты так называемых инъекций красоты влияют на восприятие внешности другими людьми и действительно помогают сформировать положительный имидж? Попытку разобраться в этом предприняли ученые из Нидерландов.

Малоинвазивные косметические процедуры, такие как инъекции ботулотоксина и филлеры, пользуются спросом среди женщин, поскольку они позволяют корректировать возрастные изменения и недостатки кожи. Ранее исследователи изучали, влияют ли изменения, вызванные этими процедурами, на восприятие окружающих, и установили, что да. После проведения процедур люди не только выглядели моложе и привлекательнее, но и производили впечатление более дружелюбных, вызывающих доверие и обладающих профессиональными качествами.

Бастиан Йегер, доцент кафедры социальной психологии Тилбургского университета, отметил, что многие подобные исследования содержат значительные методологические изъяны. Например, участникам демонстрировали фотографии до и после проведения процедур, что могло создавать иллюзию более заметных различий, чем они были бы в реальном взаимодействии. В некоторых случаях размеры выборки оказывались недостаточными, либо присутствовали другие факторы, вызывающие сомнения в достоверности полученных результатов.

Йегер и его коллеги решили провести более детальное исследование изучить вопрос, постаравшись преодолеть указанные ограничения. В новом исследовании ученые провели два эксперимента с участием свыше 3000 человек из США, Канады и Великобритании. Их привлекли с помощью платформы Prolific, которая занимается организацией различных видов исследований мнений.

В обоих случаях волонтеры изучали фотографии людей до или после проведения малоинвазивной косметической процедуры – инъекций ботокса или использования дермальных филлеров в различных зонах лица. Изображения предоставила клиника, специализирующаяся на эстетической коррекции, расположенная в Нидерландах. Каждый участник исследования видел лишь один вариант фотографии, а не оба одновременно. Для минимизации вероятных искажений в восприятии, снимки были тщательно отобраны и приведены к единому стандарту.

В рамках первого этапа исследования приняли участие 2720 человек обоих полов (приблизительно 50% составляли мужчины) из стран Северной Америки. Они оценивали фотографии 114 человек (92 из которых были женщинами) по нескольким характеристикам. Часть участников описывала их внешность привлекательность (некоторые характеристики касались внешности, включая красоту, молодость и здоровье, в то время как другие – личностных качеств, таких как честность, дружелюбие, интеллект, харизма и другие. Кроме того, у респондентов выясняли, мог ли человек, изображенный на фотографии, пройти какие-либо косметические процедуры.

Результаты анализа ответов демонстрируют, что субъективная оценка внешности после инъекций незначительно возросла (на 0,09 балла по семибалльной шкале) по сравнению с состоянием до проведения процедур. Полученное различие было признано статистически значимым. Других существенных изменений по другим параметрам не было зафиксировано.

В ходе второго эксперимента 481 мужчина, идентифицирующий себя как гетеросексуалов, увидели фотографии 81 женщиной до или после проведения процедуры. К каждому снимку была предоставлена информация, включающая имя, возраст и интересы женщины. Участникам эксперимента предложили оценить, рассматривали бы они изображенные дамы в качестве потенциальных платонических друзей, партнерш для кратковременных интимных отношений или как возможных кандидаток для построения серьезных романтических отношений.

Люди оценивали фотографии женщин, прошедших эстетическую процедуру, несколько выше, чем изображения до инъекций, считая их более подходящими для краткосрочных отношений (разница в оценках составила 0,1 балла) и для дружеских отношений (разница – 0,08 балла). При этом, привлекательность этих женщин в качестве потенциальных партнёров для длительных отношений серьезного романа почти не поменялась.

В предыдущих исследованиях было показано, что улыбка увеличивает оценку внешности на 0,4 балла, а макияж — на 0,6 балла, а цифровое разглаживание кожи лица на фото — на 0,7 балла.

В результате проведения малоинвазивной эстетической коррекции женщины могут выглядеть более привлекательно. Однако, по мнению нидерландских психологов, наблюдаемый эффект незначителен и, вероятно, не влияет на восприятие личности окружающими. Результаты исследования были опубликованы в статье опубликовал журнал Perception.