Школьники, находящиеся на домашнем обучении, оказались более снисходительными к другим, более целеустремленными, меньше курили марихуану, но и реже получали высшее образование.
В “докарантинные” времена домашнее обучение было скорее экзотикой для среднестатистического школьника, чем нормой. Сегодня с этим типом занятий столкнулись ученики по всему миру, причем на достаточно долгий период. Поэтому важно изучить влияние подобной формы усвоения знаний на психику и физическое здоровье детей.
Ученые из Гарвардского института количественных социальных наук (США) проанализировали данные по 12 288 подросткам в возрасте от 11 до 19 лет из другого исследования под названием “Взросление сегодня”. Информацию собирали в разные годы начиная с 1999-го, она касалась детей, находящихся на разных формах обучения. Первые посещали государственные школы, вторые — воскресные, третьи — частные независимые учреждения, а четвертые обучались на дому. Работа опубликована в журнале PLOS One.
Среди каждой группы детей ученые обнаружили статистически значимые различия по некоторым показателям. Так, дети, находящиеся на домашнем обучении, чаще сообщали о волонтерской деятельности, были более склонны снисходительно относиться к окружающим и чаще прощать, чем подростки, которые посещали общеобразовательные учреждения.
Эти дети реже употребляли марихуану, чаще посещали религиозные службы (как и те, кто учился в воскресной школе) и имели меньшее число сексуальных партнеров в течение жизни. Вместе с тем их шансы получить высшее образование оказались ниже, чем у подростков, обучающихся в обычной школе, хотя они при этом были более целеустремленными.
Несмотря на довольно интересные результаты, по мнению ученых, они могут носить ограниченный характер, так как все протестированные подростки были детьми медсестер, то есть представителей помогающей профессии. Это могло повлиять на выводы исследования.