Детские страхи часто формируются в раннем возрасте, и вполне закономерно, что дети начинают бояться определенных вещей, подражая реакции своих родителей. Тем не менее, как установили канадские ученые, эффективность такого усвоения зависит от целого ряда факторов.
Дети, наблюдая за своими родителями, усваивают различные поведенческие паттерны, включая и боязнь определенных объектов, с которыми ребенок лично не взаимодействовал. Например, детеныши обезьян учатся бояться змей, наблюдая за панической реакцией взрослых особей при виде рептилии, а дети людей могут всю жизнь опасаться пчел, если увидят, как полосатое насекомое ужалило кого-то из их родителей.
Не всегда процесс обучения в семье проходит гладко: по данным исследований, проведенных учеными из Монреальского университета (В Канаде значительное влияние оказывают эмоциональная связь с родителем и физиологическая синхронизация между ними. Физиологической синхронизацией называют явление, при котором физиологические показатели двух людей, находящихся в близком взаимодействии, например, родителя и ребенка или влюбленных, совпадают (например, сердцебиение, потоотделение и другие.
В исследовании приняли участие 84 семьи, в каждой из которых был один родитель (количество матерей и отцов было примерно одинаковым) и ребенок в возрасте от восьми до 12 лет. Первоначально ученые зафиксировали на видео, как родители проходили процедуру «обучения страху»: при включении лампочки определенного цвета участники ощущали легкий удар током (если лампочка была синей), в противном случае удара не было. Затем эти видеозаписи были показаны детям.
Затем схожий эксперимент с использованием лампочек двух цветов был проведен среди детей, без применения электрических разрядов. Выражение страха у детей и их родителей определялось по количеству пота. По завершении эксперимента дети заполнили анкету, которая позволила оценить уровень привязанности между родителем и ребенком.
Выяснилось, что степень физиологического сходства между родителем и ребенком определяла интенсивность страха, испытываемого ребенком при помещении в обстановку, где ранее присутствовал родитель. Тем не менее, если ребенок был сильно привязан к родителю, физиологическое сходство переставало иметь большое значение: ребенок все равно сопереживал эмоциональному состоянию родителя и быстрее усваивал страх.
Хотя обучение через наблюдение безусловно позволяет адаптироваться к страхам, оно может негативно повлиять на ребенка, если, например, у родителя есть фобия или посттравматическое стрессовое расстройство. Чтобы этого избежать, специалисты советуют членам семьи регулярно обращаться к психотерапевту: это позволит родителям научиться контролировать проявления страха, а детям – различать собственные страхи и те, что им передаются.
Исследование опубликовано в журнале Journal of Experimental Child Psychology.