Психологи рассказали, как правильно мотивировать учащихся во время экзаменов

С началом периода сдач экзаменов родители и преподаватели начинают искать различные способы мотивировать школьников и студентов к успешной учебе. Согласно исследованиям психологов, подходы к мотивации должны различаться — в зависимости от уровня уверенности в себе того, кого вы собрались мотивировать.

Психологи рассказали, как правильно мотивировать учащихся во время экзаменов

© Мистер Бин/Mr Bean

Доктор Ричард Ремедиос, адъюнкт-профессор психологии мотивации и вовлеченности студентов в Школе социальных наук Ноттингемского Трентского университета (Великобритания), работал с коллегами над изучением того, как мотивирующие фразы воспринимаются студентами, которые готовятся к выпускным экзаменам в Англии. В исследовательские проекты входили опросы о том, какие типы мотивирующих сообщений они получают от родителей, а в предыдущих исследованиях проводили опросы о подобных сообщениях от учителей.

Результаты опросов показали, что эффективность сообщения зависит не от того, что оно собой представляет, а от того, как воспринимается. Как говорится, красота в глазах смотрящего. А мотивация — в ушах слушающего.

Например, вот так звучит распространенная мотивационная фраза, используемая преподавателями: «Если вы не будете усердно работать, не получите оценок, которые необходимы для поступления в университет». Этот тип сообщения фокусируется на негативных последствиях плохой работы и, по сути, представляет собой призыв испытать страх.

Исследования показали, что эффект от подобной фразы сильно зависит от изначального уровня уверенности ученика. Уверенные в себе учащиеся воспримут призыв к страху как вызов, который их мотивирует. А вот у тех, кто менее уверен в себе, реакция на такой призыв приведет к повышению уровня тревожности, а мотивация может не окрепнуть.

Первоначальные результаты исследования мотивирующих фраз родителей показали, что учащихся мотивирует стремление сделать так, чтобы родители ими гордились, но этот же мотив связан с беспокойством. А вот более обнадеживающие фразы, например «сдача экзаменов — это не конец света», оказались положительно связаны с уверенностью учащихся.

Помимо этого, учеников и студентов спросили, насколько они согласны с некоторыми утверждениями. К примеру: «Когда родители напоминают вам о предстоящих экзаменах, вызывает ли это желание прекратить подготовку?» Хотя уверенные в себе студенты, как правило, не соглашались с подобным утверждением, неуверенные — соглашались. Значит, постоянное напоминание об экзаменах для неуверенного в себе ученика может привести к проблемам, а не к пользе.

Как отметил доктор Ремедиос, их работа отличается тем, что вместо того, чтобы фокусироваться на тех или иных фразах, которые считаются дающими положительный или отрицательный эффект, они сфокусировались на восприятии одних и тех же фраз разными учениками. Ученые делали выводы на основании индивидуальных особенностей учащихся и пришли к выводу, что их реакция в большой степени зависит от уверенности в себе.

Главная идея исследования заключается в следующем: ученики с меньшей вероятностью будут испытывать тревогу или беспокойство, если фразы, которые они слышат, в большей степени основаны на идее, что все будет хорошо. Между тем напоминания о плохих последствиях не мотивируют, а вызывают беспокойство и тревогу.

Как подчеркивают авторы работы, к счастью, родители обычно хорошо понимают степень уверенности своих детей. Ученые советуют использовать это понимание, чтобы помогать ребенку, а не вредить. Иначе говоря, если вы знаете, что он не уверен в своих знаниях, лучше не напоминать об экзаменах, а только поддержать, если ребенок заговорит о них сам. И ни в коем случае не делать акцент на негативных последствиях.


Источник