С началом экзаменационного периода родители и преподаватели активно ищут эффективные методы стимулирования школьников и студентов к успешной учебе. Результаты исследований в области психологии показывают, что подходы к мотивации следует подбирать индивидуально, учитывая уровень самооценки человека, которого вы хотите побудить к действию.
Ричард Ремедиос, доцент кафедры психологии, изучающей мотивацию и вовлеченность студентов, в Школе социальных наук Ноттингемского Трентского университета (Великобритания), совместно с коллегами исследовал восприятие мотивирующих фраз студентами, готовящимися к выпускным экзаменам в Англии. В рамках этих исследований студенты проходили опросы, посвященные тому, какие типы мотивирующих сообщений они получают от родителей, а в рамках предыдущих работ проводились опросы о подобных сообщениях от учителей.
Результаты опросов показали, эффективность коммуникации определяется не содержанием самого сообщения, а тем, как оно воспринимается аудиторией. Как гласит известное изречение, восприятие красоты субъективно. То же самое относится и к мотивации – она зависит от того, как она представлена слушателю.
Часто преподаватели используют подобную мотивационную фразу: «Если не прикладывать достаточных усилий, не получить тех оценок, которые требуются для поступления в университет». Подобные сообщения акцентируют внимание на негативных последствиях недостаточной работы и, по своей сути, являются побуждением к действию, основанным на чувстве страха.
Результаты исследований демонстрируют, что воздействие подобной формулировки напрямую связано с начальным уровнем уверенности обучающегося. Учащиеся, обладающие высокой самооценкой, расценят побуждение к страху как стимул, который их вдохновит. Однако, для тех, кто испытывает недостаток уверенности, подобный призыв спровоцирует усиление тревоги, и не обязательно приведет к повышению мотивации.
Первичный анализ фраз, используемых родителями для мотивации детей, выявил, что стремление вызвать гордость родителей является важным стимулом для учащихся, однако этот мотив также вызывает у них тревогу. В то же время, более поддерживающие высказывания, такие как «сдача экзаменов — это не конец света», оказались связаны с повышением уверенности учащихся.
Также учеников и студентов попросили оценить свое согласие с рядом утверждений. Например, был задан вопрос: «Вызывает ли у вас желание отказаться от подготовки к экзаменам, когда родители напоминают о них?». Уверенные в себе студенты, как правило, не поддерживали подобное утверждение, тогда как неуверенные – соглашались с ним. Таким образом, регулярные напоминания об экзаменах могут оказаться контрпродуктивными для ученика, испытывающего неуверенность.
По словам доктора Ремедиос, их исследование отличается от предыдущих работ тем, что вместо анализа фраз, вызывающих определенную реакцию, они сосредоточились на том, как разные ученики воспринимают одни и те же фразы. На основе индивидуальных характеристик учащихся ученые сделали вывод о том, что их реакция во многом обусловлена уровнем самооценки.
Основной вывод исследования таков: школьники реже ощущают тревогу или беспокойство, когда слышат фразы, внушающие уверенность в положительном исходе. Напротив, напоминания о негативных последствиях не стимулируют, а провоцируют переживания и тревогу.
Авторы исследования отмечают, что, к счастью, родители, как правило, обладают хорошим пониманием уровня уверенности своих детей. Специалисты рекомендуют использовать это понимание для оказания помощи ребенку, а не для причинения вреда. Проще говоря, если вы замечаете неуверенность ребенка в своих знаниях, не стоит напоминать ему об экзаменах, а следует оказывать поддержку, если он сам заговорит об этом. И ни в коем случае не акцентируйте внимание на возможных негативных последствиях.