Новое исследование: как восприятие двусмысленных изображений отражает личность

Обратимые изображения позволяют зрителю воспринимать различные объекты в зависимости от того, на какие элементы он обращает внимание. К известным примерам таких рисунков относятся иллюзия «кролик-утка», объединяющая два животных, и обратимая ваза (или ваза Рубина), которую можно интерпретировать как два профиля, если фокусироваться на фоне. Подобные картинки часто встречаются в социальных сетях и популярных средствах массовой информации, где утверждается, что первое увиденное изображение позволяет определить личностные характеристики и особенности мышления человека. Недавно два психолога из Великобритании решили проверить обоснованность этого утверждения.

В эксперименте, статью о котором опубликовал журнал PeerJ, в исследовании приняли участие 300 человек, которых отобрали через платформу для онлайн-исследований Prolific. В качестве оплаты за затраченное время участники получили небольшую компенсацию.

Участникам предложили определить, что они замечают в первую очередь на четырех неоднозначных изображениях, и пройти тест, основанный на пятифакторной модели личности личности и ряд тестов для оценки склонности к оптимизму, прокрастинации, холистическому (комплексному) мышлению и стиля принятия решений.

Наряду с упомянутыми изображениями «кролик-утка» и вазой Рубина добровольцам предложили оптические иллюзии «жена и теща» и «осел-тюлень». Как ясно из названий, в первой можно увидеть двух женщин — молодую и пожилую, а во второй — осла либо тюленя.

Согласно результатам анализа данных, значительная часть показателей, полученных в ходе психологического тестирования, не соответствовала характеристикам, приписываемым людям в описаниях к двусмысленным изображениям, основанных на первом замеченном образе. Например, в этих пояснениях утверждалось, что если люди сначала замечали утку, то им свойственна эмоциональная стабильность, а если кролика — то прокрастинация.

Фактически, исследование не выявило связи между способностью распознавать кролика на изображении и привычкой к откладыванию дел на потом у участников эксперимента. Кроме того, не было подтверждено, что люди, которые изначально воспринимали в вазе Рубина очертания лиц, обладают детально-ориентированным типом мышления.

Несмотря на это, в ряде случаев были обнаружены незначительные связи с характеристиками личности, хотя они часто противоречили прогнозам. Например, те участники, которые в иллюзии с женщинами первыми замечали молодую женщину, демонстрировали меньшую, а не большую склонность к самостоятельным решениям. Также на восприятие участников оказывало влияние их собственный возраст: люди старшего поколения чаще замечали пожилую женщину, что уже было установлено ранее отмечали в исследованиях.

Однако таких закономерностей наблюдалось недостаточно, и психологи заключили: утверждения о том, что восприятие неоднозначных изображений может выявлять черты характера и особенности мышления, скорее являются мифом, а не научно доказанным фактом. Специалисты объясняют широкую распространенность подобных заявлений тем, что люди склонны доверять комплиментарным описаниям и запоминают «прогнозы», соответствующие их представлению о себе, при этом игнорируя несоответствия. Кроме того, оптические иллюзии сами по себе вызывают значительный интерес у широкой аудитории.