Психолингвисты поставили под сомнение традиционное представление о роли глаголов в предложении

Согласно результатам исследований, проведенных российскими и британскими учеными, влияние синтаксического прайминга проявляется не только при использовании глаголов, но и при использовании любых других частей речи.

В широком понимании, эффект прайминга проявляется во влиянии предшествующей информации на последующее восприятие и часто выражается в бессознательной склонности человека к воспроизведению ранее полученного слухового или зрительного опыта. Этот эффект можно выявить как в сложных моделях поведения, так и в их отдельных проявлениях, таких как повторяющиеся позы, интонации и жесты. Считается, что это связано с тем, что мозг стремится экономить ресурсы, игнорируя новые данные и восстанавливая знакомые паттерны поведения.

Синтаксический прайминг-эффект, являющийся частным случаем данного эффекта, описывается в психолингвистике. Он был впервые был выявлен американским ученым Катрин Бок (J. Kathryn Bock) в 1980-х годах. Согласно экспериментам, прочтение предложений с определенной синтаксической структурой приводит к тому, что человек воспринимает и обрабатывает другое предложение с аналогичной структурой значительно быстрее и с высокой вероятностью воспроизводит синтаксическую структуру услышанного в собственной речи. Так, ситуацию, когда девочка передает мальчику мяч, можно описать несколькими способами. В случае, если испытуемый выбирает формулировку «девочка дала мальчику мяч» и затем описывает другому человеку ситуацию, в которой художник показывает ребенку мольберт, он, скорее всего, скажет «художник показал ребенку мольберт», но не «художник показал мольберт ребенку».

Изначально считалось, что синтаксический прайминг-эффект не зависит от внешних факторов и проявляется автономно. Однако в конце 1990-х годов появились данные о том, что феномен может лексически усиливаться: например, если в услышанном высказывании используется один глагол, вероятность воспроизведения синтаксической конструкции в другом предложении с идентичным глаголом возрастает. В новом исследовании сотрудники Университета Глазго, Нортумбрийского университета и Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (ВШЭ) проверили гипотезу «лексически усиленного» прайминга на 200 англоязычных студентах.

Дизайн эксперимента / © Кристоф Шеперс и др., Журнал памяти и языка, 2017

Участникам исследования предлагалось прочитать короткие тексты, а затем составить предложения, используя предоставленный набор слов, расположенных в случайном порядке. В ходе экспериментов авторы изменяли состав частей речи и синтаксические конструкции стимульных материалов, чтобы оценить частоту воспроизведения определенных шаблонов. Результаты анализа продемонстрировали, что повторное использование любой самостоятельной части речи в предложении усиливает эффект прайминга. При этом взаимосвязь оказалась дозозависимой: интенсивность эффекта возрастала с увеличением количества повторений. Исходя из полученных данных, исследователи заключили, что глаголы также способствуют увеличению вероятности стереотипных конструкций, как и другие части речи.

Статья опубликована в The Journal of Memory and Language.