Мотивация, правильно подготовленная и направляющая людей к исследованию и запоминанию, способна улучшать память и облегчать процесс обучения. Это было продемонстрировано в эксперименте, проведенном американскими учеными, в ходе которого участников по-разному инструктировали перед выполнением задания.
Специалисты с факультета психологии и нейронаук Университета Дьюка в США провели исследование, в котором приняли участие 420 человек. Научная работа, посвященная этому исследованию опубликована в Proceedings of the National Academy of Sciences.
Участникам предложили на один день помечтать о роли похитителей произведений искусства. После этого их случайным образом разделили на две группы. Одну группу проинструктировали, что они — опытные воры, совершающие ограбление музея, а вторая группа получила задание подготовиться к ограблению, изучая музей для разработки плана.
Исследователи обозначили эти два набора инструкций как императивные и вопросительные мотивацией, затем участники сыграли в одну компьютерную игру, в которой действовали единые правила и система начисления баллов. Игра представляла собой исследование виртуальной художественной галереи.
На экране отображались четыре зала с живописью, обозначенные дверями разных цветов. При нажатии на дверь игрок видел картину из соответствующего зала и ее стоимость. За некоторыми дверями находились более дорогие произведения искусства, чем за другими. Всем участникам, вне зависимости от первоначальной инструкции, предоставлялся реальный денежный бонус за картины с более высокой ценой.
При входе в систему на компьютере участникам на следующий день неожиданно предложили пройти тест на проверку памяти и определить, узнают ли они представленные картины. В ходе тестирования им показали 175 произведений: 100 из них участники видели накануне, а 75 были новыми. При выборе варианта «знакомая картина» необходимо было вспомнить ее стоимость.
Участники, представлявшие сценарий ограбления (то есть, получившие вопросительную мотивацию, стимулирующую любопытство и ориентированную на исследование), демонстрировали более точное распознавание картин и более корректную оценку их стоимости. При этом обещанное вознаграждение способствовало улучшению памяти — ценные картины запоминали лучше. Примечательно, что у тех участников, которые представляли себя грабителями, совершающими налет на галерею, этого не наблюдалось.
Тем не менее, участники, проявлявшие императивную мотивацию, то есть ориентировались на быстрое решение задачи, продемонстрировали свои особенности. Они точнее определяли, за какими дверями находятся более ценные экспонаты, что позволило им заполучить больше дорогих картин. В итоге их «добыча» принесла доход, на 230 долларов превышающий результаты второй подгруппы.
Ученые не утверждают о превосходстве какой-либо одной мотивации. Так, ориентация на более сложную и стрессовую ситуацию может оказаться более результативной при решении задач, требующих быстрого ответа.
«Если во время похода вы встретили медведя, в данный момент не стоит задумываться о долгосрочных планах. Необходимо сконцентрироваться на том, как выбраться из сложившейся ситуации» — пояснила доктор Алисса Синклер ( Alyssa H. Sinclair), одна из организаторов исследования.
Но состояние стресса не помогает стимулировать долговременную память. Если целью является стимулирование людей к поиску информации и ее запоминанию, то предварительная постановка вопросов может улучшить усвоение материала.
В настоящее время ученые проводят дополнительные исследования, направленные на выявление областей мозга, активирующихся у людей под воздействием императивной и вопросительной мотивации. Полученные данные лягут в основу разработки практических рекомендаций для применения в психотерапевтической практике.