Просмотр контента от блогеров оказался более эмоционально насыщенным, чем общение с друзьями.

Иногда наблюдение за блогерами или вымышленными персонажами из видео может приносить больше эмоциональной отдачи, чем общение с соседями или коллегами. Исследования, проведенные учеными в Великобритании, показывают, что в определенных ситуациях просмотр контента может быть даже более полезным, чем разговор с близким другом или любимым человеком.

Парасоциальные отношения представляют собой форму одностороннего общения, формирующуюся между создателем контента и его аудиторией. Просматривая видеоматериалы в социальных сетях, человек может испытывать чувство эмоциональной связи с блогером, представившим этот контент. Пользователь формирует привязанность к автору, проявляет интерес к его точке зрения, сопереживает ему, хотя и не взаимодействует с блогером напрямую.

Британские психологи из Эссекского университета изучили влияние парасоциальных связей и взаимодействия с близкими людьми, такими как коллеги, соседи, друзья и партнеры. Исследование проводилось посредством серии опросов, результаты которых опубликовал журнал Scientific Reports.

В исследовании на различных этапах принимали участие от 960 до 1688 человек в возрасте от 16 до 79 лет. Для оценки степени удовлетворения эмоциональных потребностей с помощью специальных шкал определялось, насколько прочные или непрочные парасоциальные связи, а также близкие (с друзьями, возлюбленными) и неблизкие (с соседями, приятелями с работы) двусторонние отношения влияют на их самочувствие. Оценка степени близости основывалась на том, насколько участники готовы были доверять знакомым, как хорошо они их знали, или, в случае с блогерами, — как часто они просматривали контент, что им известно о создателе, ощущали ли они потребность быть частью сообщества, сформировавшегося вокруг автора видео.

Первые два опроса показали, что односторонние отношения с YouTube-блогерами или персонажами из видеоконтента помогали респондентам справляться с переживаниями и поддерживали их не хуже, чем неглубокие двусторонние связи. Респонденты часто ощущали понимание и поддержку со стороны блогеров, даже несмотря на отсутствие личного общения. Однако, прочные связи, например, давняя крепкая дружба или романтические отношения, участники исследования оценили как более действенные для удовлетворения эмоциональных потребностей.

На третьем этапе исследования акцент был сделан на оценке самооценки респондентов. Для этого использовался специальный опрос, результаты которого были сопоставлены с данными об эффективности парасоциальных и личных отношений в контексте эмоционального благополучия. Анализ показал, что люди с более низкой самооценкой несколько чаще стремились удовлетворять свои эмоциональные потребности через контент блогеров, нежели посредством личного общения. Вместе с тем, если социальные связи в реальной жизни вызывали дискомфорт (например, несогласие близкого человека, его отторжение или неспособность к адекватному общению), то предпочтение отдавалось парасоциальному взаимодействию, независимо от уровня самооценки.

На основании данных третьего опроса, исследователи пришли к выводу, что коммуникация, идущая только от блогеров или вымышленных персонажей, не способна полностью удовлетворить все эмоциональные потребности. Так, подобное взаимодействие может создать ощущение защищенности, однако не заменит близости, свойственной глубоким личным связям.

Авторы исследования полагают, что необходимо уделить внимание влиянию фан-сообществ блогеров на восприятие людьми значимости парасоциальных связей для их эмоционального благополучия. Также они подчеркивают важность выяснения, оказывает ли односторонняя коммуникация с блогерами или персонажами видео реальную помощь людям, или же они просто склонны переоценивать ее эффективность.